Главная » мнение » Авторынок Узбекистана: не было бы счастья, да кризис помог?

Авторынок Узбекистана: не было бы счастья, да кризис помог?

Статистика

  • 410,417 просмотров

Введите Ваш email, чтобы следить за блогом и получать обновления

Присоединиться к ещё 1 847 подписчикам

Новости автомобильного рынка несколько всполошили узбекистанцев. Очевидно, что теперь не будет так как было раньше. Автомобили на вторичном рынке будут значительно дешевле новых, очереди на автомобили станут меньше, а со временем и вовсе исчезнут, как и те кто имел значительный куш на продаже автомобилей. И так все по-порядку.

Новость о том, что с 1 января 2015 года автомобили производства «GM Uzbekistan» можно приобрести через Единый портал государственных услуг воодушевила и дала надежду. Надежда эта, правда, доступна лишь юридическим лицам и частным предпринимателям. В Узбекистане, на местные машины производства СП «GM Uzbekistan», выстроились громадные очереди. Купить сразу желаемое авто практически нереально. Для этого желающие встают в очередь и ждут от полугода и более. При этом, деньги покупателя более шести месяцев находятся в распоряжении автопрома и в случае поднятия цен на автомобили, приходится доплачивать, что чаще всего и происходит. Но первый шаг к наведению порядка сделан и мы еще вернемся к этому.

Сообщение сайта Anhor.uz о том, что цены на автомобили  GM Uzbekistan имеют тенденцию к снижению породила волну звонков в штаб-квартиру компании. Оттуда последовали просьбы убрать заметку, однако после отказа сделать это и встречного предложения Anhor.uz дать официальные разъяснения, звонки прекратились и больше никакой реакции не последовало. Это к слову.

Анализ состояния автомобильного рынка России в сегменте продаж продукции GM Uzbekistan, показывает, что продажи узбекских машин в 2014 году по сравнению с 2013 годом упали весьма существенно – на 38%.

Несмотря на то, что в Российской Федерации в декабре прошлого года было реализовано рекордное количество автомобилей,  компания General Motors Uzbekistan смогла реализовать в декабре прошлого года только 2 340 автомобилей. В декабре 2013 года было реализовано 6 196 автомобилей, т.е. показатели продаж за декабрь в 2014 году упали почти в три раза.

В целом, доля GM Uzbekistan в России, в прошлом году упала на 1,5 процента. Отметим, что ни один узбекский автомобиль не попал в ТОП-25 наиболее продаваемых автомобилей на территории Российской Федерации.

На заседании Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Узбекистаном и Россией, состоявшемся в ноябре в Ташкенте, министр внешних экономических связей, инвестиций и торговли Эльёр Ганиев причинами падения продаж узбекских автомобилей в России назвал неблагоприятную ситуацию на российском рынке, связанную с девальвацией рубля, и меры по защите российских автопроизводителей.

«Вводятся дискриминационные меры, в частности, премиальная утилизация автомобилей российских производителей», — подчеркнул тогда министр.

Узбекская сторона настаивала на создании равных условий для узбекских экспортеров автомобилей, в том числе в вопросах автокредитования.

В протоколе, подписанном по итогам заседания межправительственной комиссии, министерствам и ведомствам двух стран поручено до 1 мая 2015 года провести двухсторонние консультации по вопросам, связанным с доступом автотранспортных средств, производимых в Узбекистане, на рынок РФ.

Учитывая, что более 90% экспорта продукции GM Uzbekistan приходиться на Россию, можно смело полагать, что автомобили, которые планировали экспортировать останутся для внутреннего рынка. А куда же еще?

Снизились продажи автомобилей GM Uzbekistan и в соседнем Казахстане. Только в первом полугодии 2014 года продажи автомобилей из  Узбекистана снизились там более чем вдвое.

Аналитики рынка одной из причин такого резкого спада продаж называли введение в Казахстане нового технического регламента, согласно которому большинство автомобилей, импортируемых из Узбекистана, не проходят нормативы по оснащению автомобиля.

Кроме всего прочего комплектация и качество автомашин в Узбекистане не всегда конкурентоспособно, поскольку и Россия и Казахстан наращивают производство своих автомобилей, причем линейка их моделей разнообразней чем у нас.

Эта неустойчивость валют и рынков, конкурентная борьба за потребителя, который ищет лучшее сочетание «цена — качество» снижает спрос на автомобили GM Uzbekistan и в итоге приведет к тому, что немалая часть автомашин вернется обратно на внутренний рынок Узбекистана или останется на заводских площадках.

Однако и здесь ситуация неоднозначна. Внутренний рынок Узбекистана близок к насыщению. Растет вторичный рынок автомобилей и ситуация, когда стоимость видавшего виды автомобиля была равна цене нового автомобиля в салоне, уходит в прошлое. Надеюсь безвозвратно. Сегодня цены на вторичном автомобильном рынке упали на 25 – 30 процентов  в зависимости от марки и пробега.

Раньше покупка автомобиля была выгодным вложением средств, поскольку занимаясь частным, зачастую незаконным извозом, человек кормил несколько лет семью, а потом имел возможность продать автомобиль по той цене, по которой он его приобрел. По моим личным наблюдением, не претендующим на объективность, заработанные трудовыми мигрантами деньги вкладывались в покупку автомобиля и, лишь затем, в улучшение жилищных условий, проведение свадеб и.д.

Следствием сложной экономической ситуации и ужесточения миграционной политики в России стало возвращение наших соотечественников на родину и сокращение зарплаты тех, кто остался работать в РФ. Уже в третьем квартале 2014 года объем денежных переводов из России в Узбекистан упал на 35%. По данным Центрального банка России посредством системы денежных переводов в первом полугодии 2014 года в Узбекистан было отправлено $2,57 млрд. На фоне снижения курса рубля в России, аналитики прогнозируют снижение в 2015 году объема переводов в два раза. Соответственно упадет покупательская способность в Узбекистане и, как следствие — спрос на автомобили.

Таким образом можно прогнозировать несколько последствий.

Во-первых кардинальный пересмотр схем торговли автомобилями внутри страны для устранения коррупционных составляющих, которые сделали внутренний авторынок весьма непрозрачным и криминогенным. И первый шаг в этом направлении сделан – электронные очереди для юридических лиц и частных предпринимателей.

Обстановка вокруг продаж автомобилей в настоящее время напоминает времена застоя 80-х годов и правоохранительные органы, вероятно, уже обратили на это внимание, поскольку ропот покупателей уже весьма ощутим. Из источников, заслуживающих доверия, стало известно, что правоохранительными органами республики уже сформирована группа, которой поручена борьба с криминальной составляющей этого бизнеса.

Во-вторых заметное падение цен на вторичном рынке автомашин.

И, наконец, в-третьих, логично — ощутимое снижение цен на новые автомашины, изменение в сторону удобства населения условий заключения договоров о покупке автомобилей и, либо полное исчезновение очередей, либо сокращение времени ожидания — не более 10-12 дней.

И это не из области фантастики. Поживем – увидим.

Мансур Ибрагимов, специально для Anhor.uz

Фото Рустама Шагаева http://mytashkent.uz/2011/04/09/chevrolet-spark-vyshel-na-finish/ 

Реклама

Что вы об этом думаете?

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s