Главная » мнение » Авторынок Узбекистана: не было бы счастья, да кризис помог?

Авторынок Узбекистана: не было бы счастья, да кризис помог?

Статистика

  • 434,287 просмотров

Введите Ваш email, чтобы следить за блогом и получать обновления

Присоединиться к ещё 1 850 подписчикам

Реклама

Новости автомобильного рынка несколько всполошили узбекистанцев. Очевидно, что теперь не будет так как было раньше. Автомобили на вторичном рынке будут значительно дешевле новых, очереди на автомобили станут меньше, а со временем и вовсе исчезнут, как и те кто имел значительный куш на продаже автомобилей. И так все по-порядку.

Новость о том, что с 1 января 2015 года автомобили производства «GM Uzbekistan» можно приобрести через Единый портал государственных услуг воодушевила и дала надежду. Надежда эта, правда, доступна лишь юридическим лицам и частным предпринимателям. В Узбекистане, на местные машины производства СП «GM Uzbekistan», выстроились громадные очереди. Купить сразу желаемое авто практически нереально. Для этого желающие встают в очередь и ждут от полугода и более. При этом, деньги покупателя более шести месяцев находятся в распоряжении автопрома и в случае поднятия цен на автомобили, приходится доплачивать, что чаще всего и происходит. Но первый шаг к наведению порядка сделан и мы еще вернемся к этому.

Сообщение сайта Anhor.uz о том, что цены на автомобили  GM Uzbekistan имеют тенденцию к снижению породила волну звонков в штаб-квартиру компании. Оттуда последовали просьбы убрать заметку, однако после отказа сделать это и встречного предложения Anhor.uz дать официальные разъяснения, звонки прекратились и больше никакой реакции не последовало. Это к слову.

Анализ состояния автомобильного рынка России в сегменте продаж продукции GM Uzbekistan, показывает, что продажи узбекских машин в 2014 году по сравнению с 2013 годом упали весьма существенно – на 38%.

Несмотря на то, что в Российской Федерации в декабре прошлого года было реализовано рекордное количество автомобилей,  компания General Motors Uzbekistan смогла реализовать в декабре прошлого года только 2 340 автомобилей. В декабре 2013 года было реализовано 6 196 автомобилей, т.е. показатели продаж за декабрь в 2014 году упали почти в три раза.

В целом, доля GM Uzbekistan в России, в прошлом году упала на 1,5 процента. Отметим, что ни один узбекский автомобиль не попал в ТОП-25 наиболее продаваемых автомобилей на территории Российской Федерации.

На заседании Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Узбекистаном и Россией, состоявшемся в ноябре в Ташкенте, министр внешних экономических связей, инвестиций и торговли Эльёр Ганиев причинами падения продаж узбекских автомобилей в России назвал неблагоприятную ситуацию на российском рынке, связанную с девальвацией рубля, и меры по защите российских автопроизводителей.

«Вводятся дискриминационные меры, в частности, премиальная утилизация автомобилей российских производителей», — подчеркнул тогда министр.

Узбекская сторона настаивала на создании равных условий для узбекских экспортеров автомобилей, в том числе в вопросах автокредитования.

В протоколе, подписанном по итогам заседания межправительственной комиссии, министерствам и ведомствам двух стран поручено до 1 мая 2015 года провести двухсторонние консультации по вопросам, связанным с доступом автотранспортных средств, производимых в Узбекистане, на рынок РФ.

Учитывая, что более 90% экспорта продукции GM Uzbekistan приходиться на Россию, можно смело полагать, что автомобили, которые планировали экспортировать останутся для внутреннего рынка. А куда же еще?

Снизились продажи автомобилей GM Uzbekistan и в соседнем Казахстане. Только в первом полугодии 2014 года продажи автомобилей из  Узбекистана снизились там более чем вдвое.

Аналитики рынка одной из причин такого резкого спада продаж называли введение в Казахстане нового технического регламента, согласно которому большинство автомобилей, импортируемых из Узбекистана, не проходят нормативы по оснащению автомобиля.

Кроме всего прочего комплектация и качество автомашин в Узбекистане не всегда конкурентоспособно, поскольку и Россия и Казахстан наращивают производство своих автомобилей, причем линейка их моделей разнообразней чем у нас.

Эта неустойчивость валют и рынков, конкурентная борьба за потребителя, который ищет лучшее сочетание «цена — качество» снижает спрос на автомобили GM Uzbekistan и в итоге приведет к тому, что немалая часть автомашин вернется обратно на внутренний рынок Узбекистана или останется на заводских площадках.

Однако и здесь ситуация неоднозначна. Внутренний рынок Узбекистана близок к насыщению. Растет вторичный рынок автомобилей и ситуация, когда стоимость видавшего виды автомобиля была равна цене нового автомобиля в салоне, уходит в прошлое. Надеюсь безвозвратно. Сегодня цены на вторичном автомобильном рынке упали на 25 – 30 процентов  в зависимости от марки и пробега.

Раньше покупка автомобиля была выгодным вложением средств, поскольку занимаясь частным, зачастую незаконным извозом, человек кормил несколько лет семью, а потом имел возможность продать автомобиль по той цене, по которой он его приобрел. По моим личным наблюдением, не претендующим на объективность, заработанные трудовыми мигрантами деньги вкладывались в покупку автомобиля и, лишь затем, в улучшение жилищных условий, проведение свадеб и.д.

Следствием сложной экономической ситуации и ужесточения миграционной политики в России стало возвращение наших соотечественников на родину и сокращение зарплаты тех, кто остался работать в РФ. Уже в третьем квартале 2014 года объем денежных переводов из России в Узбекистан упал на 35%. По данным Центрального банка России посредством системы денежных переводов в первом полугодии 2014 года в Узбекистан было отправлено $2,57 млрд. На фоне снижения курса рубля в России, аналитики прогнозируют снижение в 2015 году объема переводов в два раза. Соответственно упадет покупательская способность в Узбекистане и, как следствие — спрос на автомобили.

Таким образом можно прогнозировать несколько последствий.

Во-первых кардинальный пересмотр схем торговли автомобилями внутри страны для устранения коррупционных составляющих, которые сделали внутренний авторынок весьма непрозрачным и криминогенным. И первый шаг в этом направлении сделан – электронные очереди для юридических лиц и частных предпринимателей.

Обстановка вокруг продаж автомобилей в настоящее время напоминает времена застоя 80-х годов и правоохранительные органы, вероятно, уже обратили на это внимание, поскольку ропот покупателей уже весьма ощутим. Из источников, заслуживающих доверия, стало известно, что правоохранительными органами республики уже сформирована группа, которой поручена борьба с криминальной составляющей этого бизнеса.

Во-вторых заметное падение цен на вторичном рынке автомашин.

И, наконец, в-третьих, логично — ощутимое снижение цен на новые автомашины, изменение в сторону удобства населения условий заключения договоров о покупке автомобилей и, либо полное исчезновение очередей, либо сокращение времени ожидания — не более 10-12 дней.

И это не из области фантастики. Поживем – увидим.

Мансур Ибрагимов, специально для Anhor.uz

Фото Рустама Шагаева http://mytashkent.uz/2011/04/09/chevrolet-spark-vyshel-na-finish/ 

Реклама

Что вы об этом думаете?

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s