Главная » мнение » Узбекистан как ключевая страна на азиатской геополитической арене

Узбекистан как ключевая страна на азиатской геополитической арене

Статистика

  • 407,355 просмотров

Введите Ваш email, чтобы следить за блогом и получать обновления

Присоединиться к ещё 1 847 подписчикам

Портал telegraf.uz публикует дискуссионную статью политического советника президента «Европейской народной партии» Хорхе Местре-Хорда из Испанского института стратегических исследований. Специалист считает, что основой политической стабильности в Узбекистане служит консолидированная внешняя политика, направленная против вмешательства извне.

***

Из-за украинского кризиса отношения между Россией и Западом достигли самого низкого уровня со времен «холодной войны». Кроме того, сегодня постсоветские государства, включая государств-членов ЕврАзЭС, испытывают все большее недоверие в отношении России и стараются держать дистанцию от РФ, опасаясь вмешательства со стороны Москвы.

Узбекистан является центрально-азиатским государством, которое не имеет выхода к морю и находится непосредственно рядом с Китаем и Россией и граничит с Афганистаном. Однако, несмотря на общую с Россией и другими соседями по региону историю, основой гарантии политической стабильности в Узбекистане служит консолидированная внешняя политика государства, которая направлена против любой формы внешнего вмешательства.

Страна постепенно приближается к важным политическим событиям: в предстоящие три месяца в Узбекистане состоятся парламентские (21 декабря текущего года) и президентские выборы (март 2015 года), которые имеют особое значение для стабильности всего региона.

Последние события в Украине и аннексия Крыма Россией вызвали большое беспокойство на постсоветском пространстве, особенно в Центральной Азии. Регион можно охарактеризовать следующими особенностями.

Во-первых, страны ЦА находятся в окружении двух таких великих держав, как Россия и Китай, с которыми они поддерживают хорошие отношения и избегают конфронтации.

Во-вторых, страны ЦА являются единственными странами в мире, которые окружены четырьмя ядерными державами (Россия, Китай, Пакистан и Индия).

В-третьих, вывод «АЙСАФ» из Афганистана влияет на усиление уровня исламского терроризма в странах региона.

Все эти факторы наряду с другими, должны быть в центре внимания политико-формирующих кругов ЕС и США, чтобы держать центрально-азиатский вектор внешней политики в актуальном состоянии.

В этой статье я хотел бы сосредоточиться на Узбекистане, как стране, которая может служить примером для остальных государств постсоветского пространства, поскольку она сумела сохранить свою многовекторную внешнюю политику, сформированную на равном расстоянии со всеми крупными державами.

С момента обретения независимости в 1991 году Узбекистан не сделал (в отличие от соседнего Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана) стратегический выбор в пользу восточного соседа в лице Китая и не присоединился к геополитической повестке дня России. Узбекистан не стал вступать в Евразийский экономический союз (несмотря на претензии Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана), и покинул ОДКБ, решив вести прагматичную внешнюю политику с Россией, Китаем и Западом.

Узбекистан также оказал материально-техническое обеспечение силам НАТО в Афганистане через аэропорт «Ханабад», который впоследствии был закрыт, в целях поддержания равноудаленной внешней политики. Тем не менее, имеется соглашение с правительством ФРГ, подразумевающее транзитный пункт в Термез.

В последние годы Узбекистан стремится диверсифицировать свою экономику и рынки товаров. Он стал одним из самых больших победителей, став стрежнем региона на западе от Китая. Благодаря сбалансированной внешней политике и самодостаточности запасов природных ресурсов, Узбекистану ни разу не пришлось испытать вмешательство извне. Однако существуют угрозы, от которых ни одна страна не защищена полностью.

Политическая стабильность
Одно из качеств, свойственных узбекским властям с момента обретения независимости, – это прогрессивная консолидация политики президента И.Каримова в целях обеспечения политической стабилизации в стране. Эта политическая стабильность в Узбекистане обуславливает рост экономического развития страны на 8% в год.

Если учесть тот факт, что президент этой страны до сих пор никогда не говорил о процессе преемственности, на предстоящих выборах президент

И.Каримов предположительно повторно обновит свой мандат по трем основным причинам.

Во-первых, в целях дальнейшего укрепления внутренней политической стабильности, которая обеспечивает рост экономики страны.

Во-вторых, с целью защиты страны перед лицом двух реальных угроз – исламистского терроризма в ИРА и РТ, а также продолжения нынешнего политического курса, который не позволит внешним игрокам использовать любую слабость во внутренней политике как инструмент для вмешательства.

В-третьих, чтобы укрепить свои позиции в Центральной Азии по водной проблематике, которая стала «камнем преткновения» между Узбекистаном с одной стороны и Кыргызстаном и Таджикистаном с другой.

В «узбекской модели» являющейся основой стратегии национального развития страны говорится, что власти Узбекистана следовали мудрому изречению «Не разрушай старый дом, не построив нового». Узбекистаном был выбран эволюционный прогрессивный путь, который постепенно приводит к положительным результатам. За годы независимости сама жизнь показала, что проведенные демократические реформы полностью направлены на то, чтобы международное сообщество признало, что выбранный Узбекистаном путь, так называемая «узбекская модель», был действительно правильным.

На самом деле фраза «Не разрушай старый дом, пока не построишь нового», была сказана президентом И. Каримовым во время празднования Независимости, что нашло свое отражение в системе развития страны.

Таким образом, было бы разумно, если Европейский Союз и его страны признают Узбекистан как современное светское государство, представляющее собой модель толерантности и религиозного плюрализма. Усилия Европы по реализации такого признания должны быть направлены на сотрудничество с властями Узбекистана, в результате чего Ташкент способен стать партнером Европы в процессе построения демократии.

Прагматичная и равноудаленная внешняя политика
С географической точки зрения Узбекистан хорошо защищен буферными государствами от Китая и России. Однако это не дает оснований чувствовать себя полностью в безопасности, поскольку Россия имеет военные базы в Кыргызстане и Таджикистане, с которыми у Ташкента сложились непростые отношения, а на юге граничит с Афганистаном, который является «пристанью» для различных террористических формирований. К тому же Узбекистан не имеет доступа к открытым морским путям и нуждается в сети инфраструктуры, которая позволила бы активно взаимодействовать с остальными странами Европы и Азии.

Вопреки ожиданиям нестабильности в Центральной Азии, обстановка в регионе стабильна. В последние годы во многих странах мира накоплен положительный опыт двустороннего сотрудничества со странами региона. В этом контексте Узбекистан делает ставку на превентивную дипломатию для решения проблем и предотвращения конфликтов с соседними государствами.

К тому же активизация китайской внешней политики в Центральной Азии после прихода к власти Си Цзиньпина служит противовесом российского влияния в регионе. В ходе его визита в Узбекистан в 2013 году был подписан 31 документ по реализации проектов на общую сумму 15 млрд. долларов. Помимо этого, страны договорились о строительстве еще одного газопровода, когда уже действуют три таких линий. Из-за потребности в энергоресурсах Пекин готов наращивать сотрудничество со странами региона по энергетическим вопросам, и это способно серьезно ограничить возможности России в использовании экономических рычагов в ЦА для принуждения, в отличие от того, что произошло в Украине.

С начала 2000-х годов узбекской внешней политике характерна склонность к двустороннему формату отношений, нежели многосторонних.

Приверженность Узбекистана к стабильности в регионе определяется через его «Концепцию внешнеполитической деятельности», которая включает в себя следующие основные моменты:

1) Узбекистан оставляет за собой право принимать участие в союзах или организациях при условии, что они не противоречат национальным интересам страны;

2) Узбекистан не принимает участие в военных блоках и оставляет за собой право выхода из организации в случае ее милитаризации;

3) Узбекистан категорически исключает размещение любых иностранных баз или объектов на своей территории;

4) Вооруженные силы Узбекистана не принимают участие в военных операциях за рубежом.

В 2012 году Узбекистан покинул ОДКБ, не стал вступать в Евразийский союз и закрыл базу «Ханабад» только ради того, чтобы полноценно сохранить свою независимость и проводить внешнюю политику без какого-либо вмешательства иностранных держав.

После развала СССР отношения между Узбекистаном и Европой прошли три основных этапа.

В 1992-2001 годах главной целью была защита суверенитета и территориальной целостности РУ, приватизация собственности государства, переход к рыночной экономике, создание современной армии и интеграция Узбекистана в ключевые международные образования.

Второй период включает в себя 2001-2011 годы, когда Узбекистан играл вспомогательную роль в военных действиях «АЙСАФ» в Афганистане.

Третий период отличается многомерным сотрудничеством с участием всех элементов предыдущих периодов путем экономического и институционального развития.

Узбекистан решил осуществлять свой суверенитет без какого-либо вмешательства, без содействия Европы и США. Узбекистан также является именно тем элементом, который постоянно балансирует между влиянием РФ и КНР в регионе ЦА.

Учитывая выгодное геополитическое положение Узбекистана, а также наличие стратегически важных природных ресурсов, в стране пересекаются интересы нескольких великих держав. Некоторые страны, например, Россия, делают разные шаги якобы для поддержания стабильности и развития региона, которые на самом деле служат фактором дестабилизации. Возрастающая конкуренция за экономическое присутствие, политическое и военное доминирование и расширение бизнес-интересов в регионе уже перестали быть факторами, которые следует рассматривать.

Некоторые соседние государства, такие как Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан рассматривают Россию в качестве важнейшего направления геополитической повестки дня.

Узбекистану же характерно наличие собственной линии поведения, хотя его современная неуклонная позиция может быть изменена с учетом быстро меняющегося политического климата в регионе и мире в целом.

Ядерные державы
Центральная Азия окружена четырьмя ядерными державами: Россией, Китаем, Пакистаном и Индией. За последние 25 лет вопросы в области ядерного оружия в регионе довольно эффективно были решены путем дипломатии, в отличие от Индии и Пакистана. Отношения между этими государствами привели к эскалации напряженности, что актуализировало фактор «дилеммы безопасности».

По этой причине с первых лет независимости Узбекистан был активным сторонником политики сдерживания. Президентом страны была выдвинута инициатива «Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии» (ЦАЗСЯО), что является значительным шагом в поддерживании стабильности в регионе и мире в целом.

Данное соглашение также способствует созданию благоприятной атмосферы между странами региона. ЦАЗСЯО имеет ряд отличительных черт, подразумевающих борьбу с терроризмом в регионе и недопущение попадания ядерного оружия в руки террористов. Ведущая роль Узбекистана в нераспространении ядерного оружия в ЦА заслуживает особого внимания и должна стать приоритетным направлением в отношениях между Узбекистаном и Западом.

Согласно официальным данным правительства Узбекистана, страна является энергетически самодостаточной и в состоянии обеспечить свою энергетическую безопасность минимум на 100 лет.

К тому же Узбекистан является самодостаточным и в производстве электроэнергии, которое в состоянии удовлетворить потребности развитых стран по средним ценам.

Сегодня столица Афганистана Кабул зависит исключительно от поставок электроэнергии из Узбекистана. С момента обретения Независимости узбекская экономика выросла в четыре раза, а население выросло
на 10 млн. человек, и на сегодняшний день составляет более 30 млн.

По данным Всемирного Банка, экономический рост за последние пять лет составил выше 8%, что превратило экономику страны в одну из самых динамично развивающихся на постсоветском пространстве.

Основные угрозы
Основными вызовами для Узбекистана являются региональные, которые сложились в силу географических и этнических факторов. Общие проблемы, унаследованные с советских времен, старые взаимосвязанные хозяйственные системы и планы по возведению гигантских объектов остаются «камнем преткновения» в региональных делах.

Афганистан
В контексте вывода войск США из ИРА у всех стран ЦА существует серьезное беспокойство риска новой гражданской войны и ее эскалации в Центральную Азию. Последствия этой войны затронут в первую очередь пограничные государства, включая Узбекистан.

Власти Узбекистана неоднократно заявляли, что после вывода «АЙСАФ» из ИРА обстановка не изменится к лучшему, а наоборот, усугубится.

Эти факторы обуславливают рост террористических угроз и экстремистской деятельности, в результате чего возникает постоянный источник нестабильности, с которым странам региона приходится бороться. Отсутствие сильного политического решения в афганской проблематике осложняет ситуацию и препятствует достижению внутреннего консенсуса.

Узбекистан традиционно призывал к историческому пониманию афганской проблемы, поскольку оба государства с давних пор сосуществовали в едином культурном пространстве.

Как соседнее государство, Узбекистан выбрал принцип оказания поддержки новому правительству Афганистана и невмешательства в их внутренние дела и поддерживает сотрудничество исключительно в двустороннем формате. Сегодня Узбекистан активно поддерживает развитие отношений с Афганистаном с учетом национальных интересов друг друга и уважает избранный афганцами путь развития. Таким образом, Ташкент исключает возможность вовлечения Узбекистана во внутренний конфликт своего соседа или поддержания какого-либо движения.

Узбекистан поддерживает инициативы и проекты по восстановлению мира и разрушенной экономики страны. Запуск железнодорожной линии «Хайратон – Мазари – Шариф» в 2011 году стал играть важную роль в обозримом будущем региона, поскольку данный маршрут является важным звеном в выходе стран ЦА к южным морским портам.

Терроризм и религиозный экстремизм
РУ прекрасно осознает тот факт, что вызовы религиозного экстремизма для национальной безопасности страны исходят как изнутри страны, так и снаружи. Незаконный оборот наркотиков, бандформирования и другие трансграничные факторы такого рода все больше актуализируются при обеспечении национальной безопасности.

В последние годы узбекское правительство предложило бороться с угрозами религиозного экстремизма путем «демонтажа» экстремистских групп, либо путем создания недоброжелательного восприятия в регионе экстремистских идеологий для укрепления светского режима.

Конечно, есть моменты, которые можно подвергнуть критике. Стремление властей Узбекистана минимизировать риски радикализма иногда приводили к обострению ситуации в обществе. Однако ЕС и США должны признать, что сегодняшнее положение религиозной терпимости в Узбекистане служит важным примером и образцом в укреплении мира между народами для всех государств мусульманского мира.

Страна пережила теракты в 1999 и 2004 годах, унесшие жизни десятков людей. Сегодня в Узбекистане очень дорожат миром и стабильностью, что заметно в крупных городах страны, таких как Ташкент и Самарканд: на станциях метро и других общественных местах имеют место строгие полицейские проверки.

Границы с Таджикистаном и Кыргызстаном еще более опасны, чем узбекско-афганская граница, поскольку религиозно-экстремистские бандформирования могут проникнуть в Узбекистан именно через территорию этих государств, тогда как таджикско-афганская граница (особенно ГБАО) является практически неконтролируемой зоной.

За последние 50 лет размер Аральского моря сократился в 8 раз, а объем воды – в 13 раз. При этом существует риск, который, несомненно, усугубит ситуацию, поскольку Кыргызстан и Таджикистан рассчитывают увеличить свой гидроэнергетический потенциал за счет строительства крупных гидроэлектростанций, таких как Рогунская ГЭС с высотой 335 м в РТ и Камбаратинская ГЭС с высоты 275 м в КР.

Для заполнения водой Рогунского резервуара потребуется от 10 до 12 лет, что объективно вызвало недовольство узбекских властей. Правительство Узбекистана также утверждает, что территория строительства данного гигантского проекта является сейсмически опасной зоной, которая может повлечь за собой катастрофические последствия в случае землетрясения. В связи с этим Ташкент предлагал строить мини-ГЭС. Однако Вашингтон и Пекин начали финансировать отдельные проекты, касающиеся Рогунской ГЭС. Всемирный Банк дал «добро» на продолжение работ.

Камбаратинская ГЭС в Кыргызстане также является одной из крупнейших в мире плотин. Данное водохранилище будет заполняться в течение 4-6 лет. Проект будет реализован в сотрудничестве с российской компанией «РусГидро», которую можно сравнивать с «Газпромом» в управлении водными ресурсами. Это настораживает Ташкент, поскольку в перспективе Москва может взять в «свои руки» все рычаги водных ресурсов региона, как это произошло с энергетической безопасностью в Европе.

Эксплуатация обеих плотин значительно уменьшит поток воды Амударьи и Сырдарьи, особенно в вегетационный период, и повлечет за собой засуху. Как утверждают узбекские эксперты, ожидаемая нехватка воды может обойтись стране в 610 млн. долларов в сельском хозяйстве и падением ВВП страны на 2% с ростом безработицы в почти 340 тыс. человек.

Пример Узбекистана заслуживает изучения бывшими советскими республиками, поскольку Ташкент сумел выровнять отношения и удержать на определенной дистанции Москву, внешняя политика которой направлена на возрождение старой концепции сфер влияния. Узбекистан решил на прагматичной основе проводить многовекторную независимую и равноудаленную внешнюю политику, исходя из своих собственных интересов. В результате Ташкент стал гарантом стабильности в регионе.

ЕС и США стараются создать совместную платформу взаимодействия в регионе, которая не позволит Центральной Азии превратиться в арену борьбы «Большой игры», как это было в XIX веке. Западу придется учитывать стратегическое значение Узбекистана в делах региона для того, чтобы участие и присутствие Запада не стало периферийным.

Некоторые страны сочли необходимым создать консультативные механизмы взаимодействия со странами Центральной Азии. Китай лоббировал ШОС, в то время как Россия сделала ставку на СНГ, ОДКБ, ТС и ЕАЭС. В свою очередь, Япония создала свою платформу «Центральная Азия плюс Япония». Корея создала «Корейско-центрально-азиатский диалог», и ЕС установил основные стратегии со странами ЦА в области экономики, общества, политики и безопасности.

Узбекистан исключает возможность наличия каких-то «геопокровителей», что служит поддерживающим элементом проводимой Ташкентом политики «балансирования» между крупными державами в регионе. Успешное продвижение секуляризма в Узбекистане имеет большое значение и заслуживает серьезного внимания Запада с учетом того, что в других частях мусульманского мира судьба секуляризма не увенчалась успехом.

Узбекистан заслужил большой авторитет в вопросах нераспространения ядерного оружия, предложив создать в ЦА зону, свободную от ядерного оружия.

По данному вопросу между Узбекистаном и Западом много точек соприкосновения, что может способствовать дальнейшему улучшению атмосферы взаимопонимания с ЕС и США.

Самым разумным путем предотвращения угроз безопасности в Центральной Азии является укрепление государств и их региональной  интеграции. В ее основе лежит создание объединения, обеспечивающего общую стабильность региона, центром которого является Узбекистан, поскольку при наличии геополитического вакуума в любом месте, включая ЦА, только растет вероятность вмешательства других держав, что негативно отразится на стабильности всего региона.

Реклама

Что вы об этом думаете?

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s