Главная » мнение » Узбекистан страна миллениалов и поколения Z

Узбекистан страна миллениалов и поколения Z

Статистика

  • 395,904 просмотров

Введите Ваш email, чтобы следить за блогом и получать обновления

Присоединиться к ещё 1 847 подписчикам

Поло-возрастная структура Узбекистана, 2014 г.

В 1991 г. экономист и специалист в области демографии Н. Хоув и историк, писатель и драматург В. Штраус создали свою теорию поколений. Их внимание привлек известный «конфликт поколений», не связанный с возрастными противоречиями. Штраус и Хоув определяют социальное поколение как совокупность людей, рожденных в 20-летний промежуток времени, имеющих три общих критерия: возрастное положение в истории, т. е. переживание тех же основных исторических событий в приблизительно одинаковом возрасте, единые верования и модели поведения и ощущение причастности к данному поколению.

Проще говоря, сегодняшние 20-летние дети в одних и тех же ситуациях ведут себя примерно одинаково, но совершенно не так, как вели себя в том же возрасте их отцы, деды и прадеды. А вот с прапрадедами прослеживается явное сходство.
Центральное место в теории Штрауса и Хоува занимает идея смены двух противоположных периодов: кризиса и подъема. Время кризисов ознаменовано крупными потрясениями, при которых общество фокусирует внимание на преобразовании институтов и общественного поведения. Подъемы характеризуются культурным и религиозным обновлением, когда общество концентрируется на преобразовании внутреннего мира и системы ценностей и индивидуальном поведении. Во время кризисов крупные угрозы стимулируют стремление к консенсусу в обществе, формируют этику самопожертвования и ценность сильного институционального порядка. Во время подъемов преобладает этика индивидуализма, а институциональный порядок подвергается нападкам с точки зрения новых социальных идеалов и духовных парадигм. Этот парадоксальный вывод составляет суть концепции рассматриваемых авторов.
Штраус и Хоув обнаружили закономерность в смене поколений, коренящуюся в чередовании кризисов и подъемов. Поколения, взрослеющие во время кризиса и подъема, непосредственно впитывают уроки эпохи, которые впоследствии сказываются на их отношении к происходящему и поведении в дальнейшей жизни. Штраус и Хоув называют такие поколения доминантными. Поколения, которые переживают кризис или подъем, будучи детьми, принимают на себя зависимую роль, что формирует их восприятия и поведение совершенно иначе. Такие поколения они назвали рецессивными.
По мнению ученных, история развивается циклами, продолжительность которых приблизительно равна продолжительности человеческой жизни, т. е. 80-90 годам, состоящими при этом из четырех периодов, отличающихся друг от друга превалирующими в обществе настроем и ценностями. Этим периодам соответсвуют четыре архетипа и характеризуют их как «идеалистов/пророков», «реагирующих/кочевников», «гражданских/героев» и «приспосабливающихся/художников».  Поколения, принадлежащие к одному архетипу, имеют не только похожий возрастной показатель, на время которого приходятся формирующие их события, но и некоторые базовые установки по отношению к семье, риску, культуре; они разделяют похожие ценности и имеют сходную гражданскую позицию. В сущности, поколения, сформированные благодаря одинаковому опыту ранней жизни, имеют похожие коллективные характеристики и следуют схожим жизненным траекториям.
Одна из причин того, почему циклы архетипов повторяются, состоит в том, что молодое поколение пытается исправить или компенсировать те черты старшего поколения, которые ему кажутся чрезмерными у людей среднего возраста, находящихся у власти. Люди, принадлежащие к одному архетипу, формируют поколение противоположного архетипа. Штраус и Хоув объясняют это тем, что «одно поколение не похоже на поколение, воспитавшее его, а имеет больше общего с поколением, воспитавшим поколение родителей»
Авторы дают следующие описания архетипам. Поколение «художников» (рецессивное) рождается во время кризиса, когда значительные угрозы обществу нивелируют социальные и политические сложности в пользу общественного консенсуса, агрессивных институтов и этики личного пожертвования. К такому архетипу относится тихое поколение, родившееся в период с 1923 по 1943 г.
Поколение «пророков» (доминантное) рождается после кризисов, во время восстановления общинной жизни и установления консенсуса по поводу нового социального порядка. Такие поколения запоминаются своим пылом в молодости и ориентированностью на ценности во время зрелости. Их основной социальный вклад в сфере мировоззрения, ценностей и религии. Они являются принципиальными моралистами, ведущими идеалистические войны и побуждающими к жертвам (примером являются беби-бумеры 1943-1963 г. р.). Самая активная фаза жизни «бумеров» приходится на осень (1983-2000 гг.), когда происходят разрушение привычного строя жизни, смена приоритетов и ценностей.

Поколения «странников» рождаются во время подъема, утверждения новых социальных идеалов и духовных приоритетов, когда молодые люди страстно атакуют установившиеся институциональные порядки. В связи с взрослением в период такого чередования спадов и подъемов эти поколения запоминаются своим стремительным взрослением и отчужденностью и своим прагматичным стилем руководства в зрелые годы. Это проницательные реалисты, предпочитающие индивидуалистические прагматичные решения проблем. Примером является сегодняшнее поколение икс (Х), появившееся в 1964-1984 гг. Слова классика отечественного рока, вынесенные в подзаголовок, относятся к поколению X — старшим братьям и сестрам миллениалов.
Поколение «героев» рождается после подъема в эпоху индивидуального прагматизма, самонадеянности и политики невмешательства. Такие поколения запоминаются своими коллективными военными триумфа-
ми в молодости и своими политическими достижениями в зрелости. Наибольший вклад они вносят в дела общины, в благоденствие, а также в сферу технологии. «Герои» активно и рационально возводят общественные институты. Примерами являются сегодняшнее поколение уай (У) «миллениума» 1983-2003 г. р.
Интересно отметить, что население Узбекистана состоит на 40% из так называемых миллениалов, число которых достигает 11.5 миллионов.
Поколение «миллениума» склонно к командной игре при том, что оно живет в виртуальной среде, общается посредством компьютера через виртуальные сети и создают виртуальные соц-общества.
Молодежь приближается к порогу готовности к активному участию в профессиональной, а не протестной или анархистской политике. Уже сейчас можно наблюдать формирование «умной толпы» в паутине Интернета (Рейнгольд, 2006). С помощью информационных технологий эта «умная толпа» может объединяться вокруг мелких или крупных задач.

Следующее по численности поколение в Узбекистане это поколение зи (Z) рожденное  с  2001  г.  и  по  настоящее  время. Оно составляет 25% населения, около 7.2 миллиона человек. Представители  поколения  Y (миллениалы)  еще  учатся  в  школе  и  вузах,  поколение  Z  активно  впитывает  знания  в  детских  садах  и  школах,  его  ценности  еще  не  сформированы.
Реклама

3 комментария

  1. […] слово «марксизм» набило аскомину у поколения Х и тех кто старше, но миллениалы не имеют четкого понятия о сути идей Маркса. Да, как […]

    Нравится

  2. […] 9. Узбекистан страна миллениалов и поколения Z […]

    Нравится

  3. […] Узбекистан страна миллениалов и поколения Z […]

    Нравится

Что вы об этом думаете?

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s