Главная » обзор СМИ » Повсеместное разгильдяйство или целенаправленный рэкет?

Повсеместное разгильдяйство или целенаправленный рэкет?

Статистика

  • 399,919 просмотров

Введите Ваш email, чтобы следить за блогом и получать обновления

Присоединиться к ещё 1 847 подписчикам

Издание «Новый век» на примере частной истории рассказывает о типичном и распространенном отношении государственных и других обслуживающих структур Узбекистана к своим налогоплательщикам.

Жительница Ташкента Марина, проживающая по улице А. Хидоятова в Алмазарском районе, решила, как и требуется, провести сертификацию газового счетчика, для чего, согласно правилам, необходимо написать заявление на имя начальника райгаза, после которого опять же сотрудник райгаза официально снимает пломбу со счетчика для проведения плановой поверки.

В райгазе заявление ей не подписали, заявив, что у нее имеется долг в размере 350 000 сумов за потребленный газ.

– Откуда долг, ведь я регулярно плачу по счетчику? – спросила удивленная женщина у мастера участка Шухрата Мавлянова, как она поняла, отвечающего за своевременную сертификацию счетчиков.

– Не знаю, но в компьютере у вас отмечен долг за неуплату. Погасите долг, потом и подпишем заявление.

– С этим долгом еще нужно разобраться, – резонно заметила женщина. – Вы мне объясните, откуда он взялся, потому что я плачу за год вперед и немалые деньги.

После долгих разбирательств в райгазе выяснилось, что долг возник из-за отсутствия сертификата госповерки счетчика в период двух лет, в силу чего ей стала начисляться сумма за потребленный газ по тарифу.

Небольшой экскурс в историю вопроса

Для того чтобы понять, откуда появляются подобные «долги», вернемся к временам повсеместного введения счетчиков в республике. В 2007 г. появилось правительственное постановление, согласно которому и были введены счетчики учета потребления газа. До этого момента расчеты за газ производились по определенной схеме: количество точек потребления – газовая колонка (это горячая вода), АГВ (для отопления дома), плюс квадратные метры. Все это умножалось на количество прописанных в доме, после чего выводилась средняя цифра для оплаты.

В общем, в 2007 г. установили счетчики. Спустя два года в 2009 г. было объявлено требование об обязательной − один раз в четыре года − сертификации счетчика. Правда, было разъяснение, что вновь установленные счетчики освобождаются на период в четыре года от сертификации – подразумевалось, что они новые и уже прошли необходимую апробацию.

Получается, что если счетчик установили в 2007 г., значит, в 2011 г. необходимо было провести его госповерку в органах Госстандарта и получить сертификат соответствия необходимым требованиям. Что она и сделала в 2011 г. Следующая плановая поверка счетчика должна быть проведена не позднее января текущего года.

Почему так важна точная дата? Дело в том, что буквально со следующего дня просрочки госповерки работники райгаза начинают взимать оплату за газ по тарифу, т.е. по количеству прописанных жильцов дома. А это почти в два раза дороже, чем оплата по счетчику.

Снимают счетчики, т.е. пломбу и сам счетчик, работники райгаза, но не просто так, а согласно заявлению потребителя и только после подписания оного начальником райгаза. Собственно это обстоятельство и привело Марину на порог Алмазарской районной газовой инспекции. Что из этого вышло, вернее «вылезло» из компьютера в виде непонятного долга, мы описали выше.

«Разборки» на месте, или Театр абсурда

После долгих споров и препирательств с мастером участка,  требований доказать возникновение долга за газ, Марине все-таки подписали заявление на снятие счетчика для проведения госповерки. Подписали, хотя другим должникам могут и не подписать, пока они не оплатят имеющийся мнимый или действительный долг за газ.

К слову сказать, у соседей Марины долги за газ колеблются от одного до двух миллионов сумов. Непонятно, как такая масса людей оказалась злостными неплательщиками, поскольку у всех в домах установлены счетчики.

Как бы там ни было, но в назначенный день работник райгаза снял пломбу со счетчика и сам счетчик. Спустя три дня Марина снова пришла в райгаз, но уже с сертификатом, подтверждающим проведение госповерки счетчика.

На лице мастера участка удивление: «А что, так быстро сделали?». Хотя, согласно нормативным документам процедура по проведению госповерки, не считая ремонта, в метрологических лабораториях, по времени должна занимать не более суток.

Тем не менее недоверчивый мастер потребовал представить ему старый сертификат. Марина принесла сертификат последней госповерки счетчика, после которого новое требование: представить копии квитанций об уплате по счетчику за четыре года. Принесла. Затем последовало очередное требование: принесите фотографию показаний самого счетчика, хотя снимать показания счетчика должен инспектор. Но в данном случае заинтересованная сторона – хозяйка, и здесь потребовать можно все что угодно, это же в интересах жильцов, мол, принесут – никуда не денутся, чтобы погасить непонятно чьи и за что долги.

Марина сфотографировала на телефон показания счетчика, распечатала их на принтере и принесла в райгаз. Глядя на распечатанный снимок, мастер недовольно спросил:

– Что вы мне принесли?

– Показания счетчика, как вы и просили, – ответила Марина.

Выясняется, что ему нужна фотография, сделанная фотоспособом, т.е. не распечатанная на принтере, поскольку при этом возможен фотомонтаж и подтасовка цифр.

Поразительная осведомленность о возможностях компьютера! Только возникает один вопрос: к чему в таком случае в штате райгаза целая армия инспекторов, в обязанность которых и входит посещение домов граждан и сверка показаний счетчиков?

В подобных случаях реакция у всех «должников» только одна: «Не верите? Так придите и проверьте сами показания счетчика!»

После такого невольно напрашивается мысль: «Может, уволить инспекторов райгаза, поскольку потребители сами все сделают, стоит их только «поприжать» с выплатами?» Для Госбюджета это существенная экономия средств.

В итоге сделала Марина ему снимок показаний счетчика фотографическим способом, к которому она, по требованию райгаза, присовокупила еще и справку с махаллинского комитета о количестве проживающих в доме. Получился внушительный пакет документов. Правда, один вопрос мастера участка Шухрата Мавлянова окончательно поставил в тупик Марину: «Что-то мало у вас расходуется газа на отопление дома». Пришлось женщине объяснить «непонятливому» специалисту, что в связи со слабым давлением в зимний период она не использует газовую колонку для подогрева воды, а приобрела электрический водонагреватель, что духовка – электрическая, есть мультиварка, микроволновка, электрочайник. Так что счета, и немалые, приходится оплачивать за потребленную электроэнергию, нежели за газ. Все это пришлось дотошно объяснять мастеру. Вернемся, однако, к сути происходящего.

На все «принесите мне это, принесите еще вот это» у Марины ушло несколько рабочих, заметим, дней. Почему рабочих? Да просто потому что в субботу в райгазе никто не работает, разве что кроме кассира, принимающего платежи от населения. Это еще один повод подумать о том, как гражданам страны зарабатывать свою зарплату, когда приходится неделями, отпрашиваясь с работы, обивать пороги госучреждений доказывая, что ты не верблюд.

Добавлю сюда и такой факт, как требование работников райгаза ежемесячно предоставлять им показания счетчика.

Кроме того, в райгазе Алмазарского района, по свидетельству Марины, ежедневные, до 11 часов утра, планерки. Работа продолжается еще два часа, до обеда, после чего инспекторы расходятся по участкам. Вот и умудрись попасть на прием к нужному тебе инспектору в столь короткий срок, да еще и при жесткой конкуренции других «должников»!

К тому же, если бы только они выставляли подобное требование потребителям, так еще и работники Теплокоммунэнерго недавно озвучили необходимость предоставления им показаний счетчика горячей воды.

Завтра это же сделает Горводоканал и когда, спрашивается, людям работать?

Но, как говорится, дело сделано, документы приняли. Женщина наивно полагала, для того чтобы списать ее несуществующий долг. Сейчас! Ждите, как говорится, ответа! Оказалось весь этот пакет документов и справок будет отправлен в Ташгоргаз для принятия окончательного решения по списанию «долга».

Прошло уже больше трех недель, но ответа из Алмазарского райгаза пока еще нет. И долг на ней все еще «висит».

Похожая история с долгом повторилась и с Абдуразаком Мадаевым, проживающем по адресу: 1-й проезд ул. Ок йул Мирабадского района Ташкента. Правда, здесь «долг» составляет уже 2 400 000 сумов. Он также оплачивал за потребляемый газ по счетчику. Откуда в таком случае долг? Сумму долга ему озвучил, заглянув в компьютер, инспектор райгаза Мирабадского района по имени Абдурахман. В компьютере, как оказалось, находятся данные согласно которым в доме А. Мадаева прописано 4 человека, хотя в действительности прописан и проживает в нем только он один. Есть счетчик, согласно показаниям которого он и производит оплату.

Кто и когда внес в компьютер неправильные данные, никто в райгазе не знает и, как показалось Мадаеву, знать не желает. Объясняться с ним на эту тему никто не хочет, также как и объяснить, почему с него пытаются получить оплату по тарифу.

Требование одно – погасите долг, потом будем говорить. Ни наличие сертификата о проведении госповерки счетчика, никакие другие доводы на работников Мирабадского райгаза не действуют.

В редакции имеется еще несколько практически одинаковых жалоб по поводу оплаты за потребляемый газ, но и без того ясно, что проблема касается не только указанных двух районных инспекций по газу, это больше напоминает уже отлаженную систему по всей газораспределительной цепочке, главное в которой – все должны, а вот как потребители будут доказывать и пытаться снять с себя мнимую задолженность, кажется, никого не волнует.

P.S. Вчера Марина позвонила в райгаз и ей сообщили, что пакет документов, предназначенный для представления в Ташгоргаз и собранный ценой беготни по инстанциям, к сожалению, утерян! Вот такое у нас «кино»!

Саид Камалов

Источник

Реклама

2 комментария

  1. Аноним:

    В Мирабадском районе все халатно относятся ,водоканал ,недавно пришел к нам и говорит что у нас долг составил 167000 сум ,что якобы вышел новый закон что ,если нет прописки и счетчика то будете платит,
    покомнате ,это получаеться rckb у меня 3 х комнатная квартира значит я должен платит за 3 х человек,а если я прописан в другом месте и оплачиваю там где прописан ,а живу в другом месте ,все равно оплачивай и если честно сами инспектора приносят данные компьютерщику и требуют долг ,в случай если вы будете спорит они в суд передаю ,а суд не смотрит на ваши требование или ваши документы ,они даже не вызывают вас а просто дают исполнителям ,те как реально рекеты приходят и забирают или требуют оплатит ,к тому же и свою пошлину тоже,
    Вот как с ними можно ,их действительно нужно или уволит или пусть реально работаю,

    Нравится 1 человек

  2. […] Читайте также: Повсеместное разгильдяйство или целенаправленный рэк… […]

    Нравится

Что вы об этом думаете?

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s