Главная » обзор СМИ » Интересы США и России в Центральной Азии

Интересы США и России в Центральной Азии

Статистика

  • 410,405 просмотров

Введите Ваш email, чтобы следить за блогом и получать обновления

Присоединиться к ещё 1 847 подписчикам

В конце марта в Государственном департаменте США сообщили о завершении работы над обновленной стратегией Соединенных Штатов в Центральной Азии.

30 и 31 марта в Вашингтоне эту стратегию прокомментировали заместитель помощника государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ричард Хоугланд и заместитель госсекретаря США Энтони Блинкен.

Прежде всего, в новой стратегии подтверждается заинтересованность Соединенных Штатов в развитии долгосрочного партнерства и продвижении своих ценностей в странах Центральной Азии. Уход из Афганистана не означает снижение важности и ценности Центральной Азии для США.

Энтони Блинкен: «С выводом наших войск из Афганистана стало распространяться мнение о том, что Центральная Азия перестала представлять для США большой интерес. Однако, это не так. (…) Мы остаемся приверженными политике развития партнерства и продвижения наших интересов и ценностей в регионе.
(…) Наша безопасность тесно связана со стабильностью в Центральной Азии. И в то же время мы видим огромный потенциал этого региона. Регион, который сможет стать экономическим мостом, связывающим Стамбул с Шанхаем, создающим условия для продвижения и развития нашего бизнеса и новейших технологий. Регион, который может предложить товары и энергию бурно развивающимся экономикам Юго-Восточной Азии. Регион, который может сыграть стабилизационную роль во время переходного процесса в Афганистане, в борьбе с наркотрафиком, терроризмом и экстремизмом».

Чтобы помочь раскрыть этот динамический потенциал, Соединенные Штаты будут инвестировать в развитие человеческого капитала, политическую и экономическую стабильность региона.

В отношениях со странами Центральной Азии США преследует три важные цели укрепление партнерских отношений для обеспечения взаимной безопасности; налаживание более тесных экономических связей; продвижение более эффективного государственного управления и улучшение ситуации с правами человека.

1. Укрепление партнерства в целях взаимной безопасности

Стабильность и безопасность Центральной Азии отвечает интересам безопасности Соединенных Штатов, способствует глобальным усилиям по борьбе с терроризмом и экстремизмом.

При этом США исходят из того, что такая стабильность может быть достигнута, если страны Центральной Азии являются суверенными и независимыми, в полной мере способными защитить собственные границы, эти страны будут связаны друг с другом и с развивающимися экономиками Азии, а правительства стран подотчетны своим гражданам.

В условиях нарастания угрозы исламского экстремизма в этой части мира, политически устойчивая Центральная Азия может стать тем причалом, к которому пришвартуются такие нестабильные страны, как Афганистан и Пакистан.

Примером эффективности взаимодействия США с постсоветскими республиками Центральной Азии является программа военного сотрудничества НАТО «Партнерство во имя мира». Созданная в 1994-ом году, программа продолжает воплощаться в жизнь: проводятся совместные консультации и учения, осуществляется подготовка специалистов.

2. Налаживание более тесных экономических связей

Контакты США со странами Центральной Азии основываются на том, что стабильность здесь может быть достигнута через неуклонный рост экономики стран региона.

Энтони Блинкен: «Углубляя партнерство в области безопасности, мы закладываем прочную базу для реализации огромного экономического потенциала Средней Азии. Имидж Великого Шелкового Пути, когда Центральная Азия находилась на центральном пересечении маршрутов цивилизации, не должен быть только далеким воспоминанием. Прошлое может стать предвестником будущего».

В качестве своей задачи США обозначают интеграцию центральноазиатского региона в ту часть мира, к которой относятся страны Запада или, например, Япония, где главенствуют закон и свободный рынок.

В связи с этим, Госдеп призывает американский бизнес оказать помощь в экономическом развитии региона.

Энтони Блинкен: «Американские бизнесмены, с их человеческим талантом и технологическим лидерством, могут оказать незаменимую поддержку региону, помогая Центральной Азии развивать ее собственные принципы инноваций и предпринимательства. Мы будем по-прежнему укреплять эти связи во всех регионах мира».

3. Улучшение системы управления и ситуации с правами человека

Вопросы соблюдения прав человека будут постоянно подниматься в диалоге с властями центральноазиатских стран, при этом в США понимают необходимость сбалансированного подхода.

Вашингтон будет «продолжать выступать за свободные СМИ и более открытую политическую систему, призывать к освобождению лиц, которые заключены под стражу за мирную реализацию своего права на выражение политических взглядов или религиозных убеждений».

В новой стратегии отдается приоритет «настойчивой традиционной дипломатии, основанной на реальности» — как более эффективной мерой для улучшения ситуации с правами человека в странах Центральной Азии, чем санкции и «публичное порицание» правящих элит.

Такая дипломатия будет основываться на последовательных действиях и конкретизированном подходе к каждой из пяти республик Центральной Азии. Вашингтон намерен «последовательно работать», при этом четко осознавая, что улучшение ситуации с правами человека будет нелегким и, безусловно, требует долгосрочного участия.

США нацелены на выстраивание отношений с «единомышленниками» из числа представителей элит в этих странах, которые затем смогут донести свои взгляды до руководства своих государств.

Энтони Блинкен: «Мы знаем, что правительства, подотчетные своим гражданам могут более эффективно поддерживать собственную безопасность, защищать свой суверенитет и способствовать стабильности в регионе».

О соотношении интересов США с другими «внешними игроками» в Центральной Азии

Соединенные Штаты поддерживают право правительств стран Центральной Азии вести собственную экономическую и внешнюю политику. США хотят расширить и углубить двусторонние отношения с каждой из постсоветских республик Центральной Азии, не ожидая при этом эксклюзивности, поскольку народам региона нужны здоровые и взаимовыгодные отношения со всеми их соседями.

Энтони Блинкен: «Мы полностью поддерживаем стремление государств Центральной Азии проводить многовекторную внешнюю и экономическую политику».

США отмечают важную роль Китая и Ирана для региона. При этом, усилия США и Китая в регионе не являются взаимно исключающими. Планы США по стимулированию торговых отношений в регионе, в том числе в рамках инициативы Вашингтона «Новый Шелковый путь», могут быть дополнением к параллельной инициативе Китая инвестировать десятки миллиардов долларов в развитие инфраструктуры стран Центральной Азии.

Говоря о России, заместитель госсекретаря отметил, что «нарушение ею территориальной целостности и суверенитета Украины угрожает самой основе международного порядка — не только в регионе, не только в Европе, но за ее пределами и по всему миру».

Энтони Блинкен: «Страны Центральной Азии понимают опасности, связанные с Россией, лучше, чем другие, они также ощущают последствия экономического спада в России больше, чем другие страны. Мы понимаем их беспокойство и стремимся, используя наши собственные экономические инструменты, помочь государствам Центральной Азии диверсифицировать свои экономики и связать свои рынки».

Экономические проблемы России на фоне снижения цен на нефть и санкций Запада, введенных в ответ на вмешательство Кремля в ситуацию в Украине, негативно отражаются на государствах Центральной Азии. Девальвация рубля снизила суммы денежных переводов миллионов мигрантов из Центральной Азии, работающих в России, а также оказала давление на местных товаропроизводителей, вынужденных конкурировать с подешевевшими российскими товарами.

Вместе с тем страны Центральной Азии испытывают сильное политическое давление сразу с двух сторон – России и Китая. Авторитарная российская модель или тоталитарная китайская система – пока что ближе большинству из них.

Таким образом, улучшение отношений США со странами Центральной Азии, возможно, не станет решающим фактором в стабилизации региона, но вполне может стать необходимым его условием.

По мнению высокопоставленных американских дипломатов, страны Центральной Азии должны сделать выбор между политическими и экономическими практиками прошлого, которые ограничивали потенциал диверсифицированного роста, и возможностями будущего — всплеском инноваций и энергии, который становится возможными при создании более открытого общества, присоединения стран к справедливому, основанному на правилах, мировому рынку.

Энтони Блинкен: «Безопасность и процветание региона зависит, в конечном счете, от выбора, который государства Центральной Азии делают сегодня».

Опасения российских экспертов

Российские эксперты ожидаемо ставят под сомнение цели, декларируемые США в Центральной Азии.

Масла в огонь подлил материал украинской аналитической группы Geostrategy «Наступление на Россию начнется… из Азии»: «… появилось ощущение, что глобальные игроки, всерьез разочаровавшись деструктивной политикой российского президента Владимира Путина, начали поиск возможных путей сдерживания московского руководства от дальнейшей агрессии на внешних театрах действий.

…Аналитики группы, проведя собственное исследование данного вопроса, пришли к выводу, что наиболее подходящими для начала процесса демонтажа режима Путина являются постсоветские страны Средней Азии.
Все понимают, что Центральная Азия переходит в период турбулентности. Раскачать лодку и попытаться создать проблемы и России, и, кстати, Китаю, могут в любой момент».

РИА Новости в статье «СМИ: США могут разжечь в Средней Азии новую» со ссылкой на vesti.uz приводит мнения российских экспертов.

Главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов: Западные страны хотели бы создать из центральноазиатских стран своего рода санитарный кордон вокруг России, как это у них получилось со странами Прибалтики и Польши.

Директор аналитического центра Института международных исследований МГИМО МИД РФ Андрей Казанцев: Сегодня центральноазиатские республики проводят политику многовекторности, дистанцируясь от великих держав и не желая никому отдавать «контрольный пакет» над собой.

Директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев: Пока Нурсултан Назарбаев и Ислам Каримов будут оставаться лидерами своих стран, их внешняя политика будет неизменной, а ситуация в странах стабильной. Но также понятно, что в силу различных объективных обстоятельств эти политики должны будут со временем уйти со сцены. И тогда США неизбежно попытаются поставить прозападных и подконтрольных политиков, что вполне может привести к дестабилизации в этих странах.

Так, предстоящие в следующем году президентские выборы в Кыргызстане также могут привести к очередному витку цветных революций, и в этом случае страна может стать детонатором для взрыва ситуации во всей Центральной Азии, считает Сергей Михеев.

«Завалить еще одно государство, если это создаст проблемы для России, вполне вписывается в политику Запада», — полагает эксперт.

Реклама

1 комментарий

Что вы об этом думаете?

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s