Главная » мнение » Реалии и парадоксы узбекского авторынка

Реалии и парадоксы узбекского авторынка

Статистика

  • 395,887 просмотров

Введите Ваш email, чтобы следить за блогом и получать обновления

Присоединиться к ещё 1 847 подписчикам

Как это ни удивительно, но цены на отечественные автомобили, бывшие в употреблении, превышают цены на аналогичные новые модели в автосалонах. И эта ситуация длится уже не первый год. Парадокс, да и только!

Однако в последнее время все чаще приходится слышать о том, что цены на вторичном рынке резко упали, и перекупщики, «правившие балом» на авторынке в Сергилях, теперь не в силах контролировать ситуацию и диктовать цены.

Кто-то считает, что это связано с тем, что из-за кризиса спрос на продукцию GM Uzbekistan за рубежом снизился, и автомобили, которые планировалось экспортировать, поступят на внутренний рынок. Что, в принципе, не лишено логики. В России – основном импортере автомобилей GM Uzbekistan – продажи узбекских машин в 2014 году, по сравнению с 2013 годом, упали на 38%. Снизились продажи автомобилей GM Uzbekistan и в Казахстане.

Другие полагают, что снижение цен – это сезонное явление, связанное с временным затишьем на автомобильном рынке.

Третьи утверждают, что предложения на вторичном рынке значительно превышают спрос, отсюда и падение цен.

Чтобы прояснить ситуацию и понять, как же все обстоит на самом деле, наш корреспондент отправился в минувшие выходные на автомобильный рынок.

В будние дни на автобазаре, расположенном на массиве Сергели, – затишье, зато в субботу и воскресенье он просыпается ото сна. С раннего утра сюда со всех областей республики съезжаются желающие продать или купить авто, а также просто любопытствующие.

Автомашин отечественного производства такое количество, что глаза разбегаются, однако это впечатление обманчиво. Найти по-настоящему стоящую машину – дело не простое.

Покупатели нередко считают, что если автомобиль продается на вторичном рынке, то должен стоить дешевле нового. Но это далеко от истины. На ценообразование влияет множество факторов – состояние салона, кузова, пробег, износ шин и т. д. Поэтому в ряду одинаковых, на первый взгляд, автомобилей один стоит дешевле, другой – дороже.

Пройдя по рядам, нельзя не отметить тот факт, что ситуация на вторичном рынке стабилизировалась. Покупать машины по высокой стоимости сегодня никто не хочет, и продавцам приходится понижать ценники. Тем не менее, купить по реальной цене подержанный автомобиль в хорошем состоянии – задача не из легких.

Одно из препятствий этому – огромное количество перекупщиков, буквально «оккупировавших» данный сегмент рынка.

Как рассказал «Новому Веку» один из предпринимателей, работающий с подержанными легковушками в столице, до автолюбителя хорошие машины доходят практически всегда через посредников.

Так, на вторичном рынке часто встречается следующая схема перепродажи: профессиональный перекупщик покупает машины значительно дешевле среднерыночной цены. Как правило, он оценивает подержанное авто в сумму на несколько миллионов сумов меньше, чем можно выручить, если продавать машину самостоятельно. Но многие автолюбители готовы идти на такие условия: кто-то хочет быстрее избавиться от старой машины и купить новую, кому-то просто лень заниматься продажей – встречаться с потенциальными покупателями, убеждать их приобрести автомобиль, а кому-то срочно понадобились деньги. Необходимо также учитывать и высокую стоимость заезда на рынок, и стоянки. Поэтому продавцам автомобиля легче договориться с перекупщиком, продать ему по слегка заниженной цене, чем всякий раз заезжать на рынок без уверенности продать свое авто в тот же день.

Перекупщик же готов быстро расплатиться и забрать машину. Только вот с оформлением придется подождать до тех пор, пока на нее не найдется клиент. Далее она либо сбывается по реальной стоимости в короткие сроки в своем неизменном виде, либо после незначительных капиталовложений и небольшого марафета, в который входит замена старой резины на новую, автомойка, химчистка салона и скручивание пробега на спидометре, продается новому владельцу, но уже по более высокой цене.

В данном случае и реальный продавец машины, и ее новый владелец рано или поздно встречаются у нотариуса для официального оформления купли-продажи. Причем посредники ревностно следят за тем, чтобы у них не было возможности переговорить и выяснить подробности сделки. Так что навар перекупщика так и остается тайной за семью печатями.

Как правило, посредники такого уровня располагают достаточным количеством средств и могут одновременно проворачивать две-три операции по перепродаже. Действительно выгодные варианты перекупщики забирают буквально через час после появления машины на базаре. Такие авто уходят моментально, но, к сожалению, не к потенциальным владельцам, а к посредникам, которые потом продают их гораздо дороже.

Таким образом, все достойные экземпляры секонд-хенд-автомобилей реализуются спекулянтами на вторичном рынке по завышенной стоимости. При этом, по средней рыночной цене автолюбитель сегодня вынужден выбирать среди машин с большим износом, а то и вовсе «битых», но искусно восстановленных. Есть, конечно, случаи, когда автолюбитель успевает опередить спекулянтов, но это просто везение.

Это подтверждает и тот факт, что на вторичном рынке б/у машины догоняют по цене новые автомобили. Но и это не самое удивительное. Некоторые машины с пробегом – их продавцы оценивают даже дороже новых.

Один из ярких примеров – «Chevrolet Cobalt». На рынке за машину 2013 года с пробегом 69 тыс. км просят 57 млн 850 тыс. сумов. При этом продавец готов торговаться. И, как выяснилось, уступить он может  ни много ни мало 2 млн сумов. Согласитесь, просто аттракцион невиданной щедрости и это при том, что в салоне у официального дилера новый автомобиль стоит от 43 млн 244 тыс. до 54 млн 125 тыс. сумов, в зависимости от комплектации.

Его сосед отдает «Cobalt» 2014 года выпуска за 55 млн 625 тыс. сумов. Найдут ли они своих покупателей или нет – вопрос риторический. Но то, что столь высокая цена назначена перекупщиками не вызывает сомнения.

Наибольшим спросом среди покупателей пользуются подержанные автомобили средней ценовой категории – «Matiz», «Nexia», «Spark».

К примеру, за «Matiz» 2013 года выпуска просят 35 млн 155 тыс. сумов. При этом, продавец настаивает, что машина без пробега. Можно, конечно, поверить в эту легенду, вот только «сказочников», которые внушают аналогичные байки на рынке можно найти еще как минимум с десяток, и у всех новенькие машины, которые просто стояли в гараже год или два.

В среднем «свежий» «Matiz» можно приобрести за 33 млн сумов, за изрядно поезженные экземпляры 2009 года рождения просят около 26 млн сумов. Цены явно завышены, ведь стоимость нового автомобиля этой марки в салоне колеблется от 4914 до 5615 долларов США и в сумовых позициях от 21 млн 823 тыс. до 22 млн 795 тыс. в зависимости от комплектации.

Аналогичным образом складывается и ценообразование на автомобили «Spark». Несмотря на то, что стоимость новенького авто составляет от 27 млн 937 тыс. до 34 млн 219 тыс., на вторичном рынке их цена заметно выше – от 35 до 37 млн. Справедливости ради стоит отметить, что столь высокую цену просят за вполне приличные «Sparkи» не старше двух лет.

Даже за автомобиль «Nexia», который был произведен в 2008 году и за это время сменил нескольких хозяев, прошел десятки тысяч километров, продавец, не смущаясь, запрашивает 31 млн с небольшим. Столько же стоит новый этой же комплектации, вот только в салоне его купить не представляется возможным, отсюда и такая высокая цена на б/ушную машину.

Продавец «Lacetti» буквально на глазах сговорился с клиентом о продаже машины по цене, превышающей цену на аналогичный новый автомобиль на 9 млн сумов. Новоявленного владельца нисколько не смущало то, что он переплатил. Мужчина был явно доволен своим приобретением и торопил посредника быстрее связаться с бывшим хозяином, чтобы оформить покупку у нотариуса.

Двигаюсь по рядам дальше:

– Сколько стоит «Сaptiva»? – спрашиваю у мужчины средних лет.

– Машина в отличном состоянии, новая, – говорит продавец, расхваливая свой товар. – Произведена в 2014 году, купил для жены, а она на ней ездить не смогла, вот теперь продаю.

За авто мужчина запрашивал 115 млн сумов с небольшим, при том, что у официальных дилеров она стоит около 93 млн 136 тыс. сумов. Кому-то может показаться, что продавец явно перебарщивает, но не тут то было, так как по соседству продавалась «Сaptiva» 2011 года выпуска за 111 млн.

Не знаю, кто из них быстрее продаст такое дорогостоящее авто, но и остальные торговцы отечественными внедорожниками не сильно отличались от них по части взвинчивания цен. Всем своим видом они выражают уверенность в том, что те, кому нужен именно этот автомобиль, купят его даже за такие баснословные деньги.

«Оrlando», который совсем недавно появился на отечественном рынке и еще не так часто встречается на наших дорогах, тем не менее уже реализуется на сергелийском базаре, причем его стоимость колеблется от 93 млн 450 тыс. до 102 млн 350 тыс. сумов. Это гораздо дороже стоимости нового автомобиля, однако сбивать цены продавцы не намерены.

Перекупщики явно не собираются добровольно отказываться от собственной выгоды – уж очень это прибыльный бизнес, тем более, что значительная часть наших сограждан предпочитает не простаивать в салонах по несколько месяцев в очереди на автомобиль и приобретает машины, проверенные временем и дорогами. Посредники пользуются этим и даже сейчас, когда, казалось бы, цены на вторичном рынке автомобилей «поехали вниз», не остаются без навара.

Вот такие они, реалии и парадоксы сегодняшнего рынка автомобилей. Интересно, до каких пор б/ушные машины будут стоить дороже только что сошедших с конвейера?

Может, стоит руководству GM Uzbekis­tan задуматься над тем, как удовлетворить покупательский спрос в полном объеме на внутреннем рынке? Тогда никому в голову не придет покупать-продавать подержанные авто дороже их реальной стоимости, да и некоторым автосалонам «поломать» схему получения так называемой «шапки» за очередь, о чем неоднократно показывали сюжеты по телевидению и печатали газеты.

Вероника СИНЯГИНА, «Новый Век»

 

Реклама

Что вы об этом думаете?

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s