Главная » мнение » О транспортно-логистических проектах в Центральной Азии

О транспортно-логистических проектах в Центральной Азии

Статистика

  • 406,815 просмотров

Введите Ваш email, чтобы следить за блогом и получать обновления

Присоединиться к ещё 1 847 подписчикам

Аскар Муминов (Kursiv.kz): Агентство США по международному развитию представило в Алматы проект увеличения экспортных поставок в странах Центральной Азии и выстраивания единой логистической цепочки в регионе. Как отметили эксперты из стран ЦА и международные наблюдатели сейчас перед регионом открываются новые перспективы, неиспользование которых может серьезно затормозить его развитие.

Тридцать топ-менеджеров из экспортно-ориентированных предприятий Казахстана, включая представителей компаний, поставляющих в Афганистан продукты питания, строительные материалы, бытовую химию и товары повседневного спроса приняли участие в экспертном обсуждении «Пути увеличения экспортных поставок в Центральной Азии», проекта USAID, Европейского банка реконструкции и развития и Агентства по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST».

Менеджер по Казахстану программы ЕБРР по поддержке малого бизнеса Алма Касымова подчеркнула, что через консалтинговые услуги, техническую помощь и тренинги предприятия Казахстана могут повышать конкурентоспособность и развивать экспортный потенциал.

За период с ноября 2011 года по апрель 2015 года, общая сумма экспортных продаж компаний-бенефициаров проекта по региональному экономическому сотрудничеству выросла на $30 млн, сообщила она.

Аналитики в ходе обсуждения рассказали о конкретных преимуществах каждой из центральноазиатских стран в сфере развития логистических связей

Казахстанский прорыв

Как отметили эксперты, железнодорожный транспорт Казахстана активно развивается. Построены новые железнодорожные линии: Жетыген — Коргас (293км), Жезказган — Саксаульская (517 км), Шалкар – Бейнеу (471 км). В этом ряду построенная железнодорожная линия Жанаозен – Гызылгая – Берекет – Этрек-Горган занимает особое место и является одним из крупнейших реализованных международных проектов.

Железнодорожная линия значительно повысила экономические транспортные связи между Казахстаном, Туркменистаном и Ираном.

Таким образом, по сути был заложен фундамент архитектуры нового геоэкономического пространства, объединяющего Центральную Азию, государства Каспийского бассейна с Черноморским регионом и Закавказьем, с дальнейшим выходом на страны Балтии и Северной Европы.

Проект открывает перспективу подключения к транспортной инфраструктуре в южном и восточном направлениях, с выходом на Китай, Пакистан, Афганистан, страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Через приграничную станцию Болашак только в 2014 году было перевезено 1 122 690 тонн груза. В I квартале 2015 года – 108 600 тонн, оценка производилась исходя из анализа экспорта, импорта и транзита грузов.

Туркменский подход

В настоящее время в Туркменистане активно строятся новые железнодорожные линии, связывающие север и юг страны. Стратегической программой развития железных дорог Туркменистана предусмотрено в ближайшие годы построить более 2000 км новых железнодорожных линий.

Первой по этой программе построена важнейшая для страны железнодорожная линия Теджен-Сарахс-Мешхед протяженностью 132 км.

Построена новая магистраль Туркенабад-Атамырат протяженностью 215 км. Эта линия открыла еще один транзитный коридор в соседние страны – Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, который стал втрое короче.

В 2006 году построена железнодорожная линия Ашхабад-Каракумы-Дашогуз, протяженностью 540 км, она соединила коротким маршрутом два крупных региона – Ахалский и Дашагузенкий.

В 2009 году построен мост через реку Амударья в районе города Атамырат. Мост соединил правобережную железнодорожную сеть с новой магистралью Туркенабад — Атамырат и всю железнодорожную сеть страны.

В 2014 году Туркменистан совместно с Казахстаном и Ираном построил железнодорожную линию Узень-Гызылгая-Берекет-Этрек-Горган. Общая протяженность линии по территории Туркменистана – 700,5 км.

В 2011 году между Туркменистаном и Афганистаном было подписано соглашение о строительстве железной дороги в направлении Атамырат-Ымамназар (Туркменистан) – Акина — Андхой (Афганистан) общей протяженностью 120 км: в том числе, 85 км по территории Туркменистана и 35 км по территории Афганистана. Эта дорога рассматривалась для пропуска экспортных потоков нефти и нефтепродуктов, инертных и прочих грузов, а также импорт и транзит фруктов, овощей и так далее.

Кыргызстан – как мост в евразийской системе

Кыргызстан включается в формирование Евразийской трансконтинентальной железнодорожной магистрали, которая соединит тихоокеанские порты с Персидским заливом, Европой и Средиземноморьем и пройдет через Кыргызстан.

В результате строительства в Китае железнодорожной линии Корла-Кашгар и проведенной китайскими специалистами дополнительных работ на участке Кашгар-Торугарт стало возможным планирование строительства китайско-кыргызско-узбекской железнодорожной магистрали.

Определен «Северный» оптимизированный вариант магистрали, проходящий по территории Кыргызстана в направлении от китайско-кыргызской границы в районе Торугарта в направлении Кара-Суу.

По мнению аналитиков, железнодорожный коридор позволит Кыргызстану начать интенсивное освоение регионов, прилегающих к магистрали, развить транзитный потенциал, стимулировать экспортно-импортные отношения между заинтересованными странами путем налаживания сотрудничества в рамках данного проекта, появится возможность разработки запасов полезных ископаемых, тяготеющих к трассе железных дорог.

Также возможно строительство новой железнодорожной линии от границы Китая, со станции Иркештам до станции Ош. По словам посла Ирана в Кыргызстане Манучехра Моради Иран готов выделить Кыргызстану средства для строительства железнодорожной магистрали Китай-Кыргызстан-Узбекистан.

«Все ближайшие пути к мировому океану для центральноазиатских стран, лежат через территорию Ирана с присоединением к железной дороге Ирана. На сегодня других путей не существует. Возможные альтернативы небезопасны и экономически не выгодны», — сказал он

Как рассказал эксперт по инфраструктурным проектам Кубат Рахимов среди перспективных планов развития железных дорог Кыргызстана можно назвать строительство линии Балыкчи – Кочкорка — Кара-Кече, протяженностью 187 км и линии Кара-Кече – Арпа длиной 155 км. В мае 2015 года подписаны протоколы о вступлении Кыргызстана в ЕАЭС. Этому событию предшествовал ряд важных мероприятий и процедур.

В частности, проведена оценка готовности системы таможенного контроля Кыргызской Республики к функционированию в условиях ЕАЭС. В период с 19 по 24 апреля и с 5 по 7 мая проведена оценка системы таможенного контроля Кыргызской Республики, необходимой для отмены таможенного контроля на кыргызско-казахстанском участке государственной границы.

В ходе проведения предварительной оценки проверочная комиссия посетила пункты пропуска «Торугарт» и «Иркештам», аэропорты «Манас» и «Ош», где проверила состояние оснащенности техническими средствами таможенного контроля и средствами вычислительной техники.

Сейчас пункты пропуска полностью оснащены весовым оборудованием, досмотровыми рентгеновскими установками, системами видеофиксации перемещаемых товаров и транспортных средств. Один из важных переходных моментов – изъятие из Единого таможенного тарифа. Оно включает 166 позиций, по которым будет отличная ставка таможенного тарифа.

«Впереди нас ожидает определенный небольшой стресс, связанный с адаптацией нашей экономики к членству Кыргызстана в ЕАЭС. После ратификации на границе Кыргызстана с Казахстаном снимается таможенный, транспортный, ветеринарный и фитосанитарный контроль. Таким образом, вступление Кыргызстана в ЕАЭС повлияет на конкурентоспособность казахстанского бизнеса. Вопрос остается открытым», — отметил заместителя председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Рахим Ошакбаев.

Узбекская зависимость от Афганистана

«Узбекские железные дороги» к 2017 году инвестируют в высокоскоростные магистрали $400 млн.

В республике, по словам экспертов, очень высокие требования к техническому состоянию пути. Узбекские железнодорожники раз в год заказывают специальный диагностический вагон для определения состояния железнодорожных путей по всем параметрам.

При общей протяженности железнодорожных путей — 4,2 тыс. км, электрифицировано более 1 тыс. км, в планах — 2 тыс.км.

Таджикистан из-за спорных отношений с соседним Узбекистаном по проблемам оплаты транспортировки и использования единственной железной дороги, соединяющей страну с центральноазиатским регионом и европейской частью России, фактически оказался в коммуникационной изоляции.

По информации министерства транспорта Таджикистана, протяженность местного участка составляет — 50 км от Колхозобадского района до Нижнего Пянджа на границе с Афганистаном.

В этой связи железная дорога Туркменистан-Афганистан-Таджикистан имеет огромное значение. Она позволит Таджикистану избежать транспортной зависимости и обеспечить выход на сеть железных дорог СНГ и к Каспийскому морю , а также в перспективе к Персидскому заливу. Исламский Банк развития выразил готовность инвестировать в проект большие деньги.

Стоит отметить, что на саммите ОДКБ в Бишкеке, президентами 4-х стран также обсуждался вопрос строительства железной дороги Россия – Казахстан – Кыргызстан — Таджикистан.

(блог «Экономическое обозрение»): В последнее время очень много говорят о реализации крупных инфраструктурных проектов в Казахстане, из Китая через Казахстан и  Россию в Европу. И как всегда все это окружено таким густым туманом доморощенного PR …

И на этом фоне, то, что мы тихо и спокойно, без излишнего пиара работаем над своей веткой трансазиатских  коридоров «Китай – Европы» – это хорошо.

Сейчас ведутся работы по строительству электрифицированного железнодорожного  участка «Ангрен-Пап» через перевал Камчик ( с одним из самых длинных в мире туннелей).

Одновременно, на деньги АБР ведется очень большая работа по строительству и модернизации участка Узбекской национальной магистрали «Дустлик- Андижан -Наманган –Пап».

К 2017 году, с  завершением этих работ по строительству железных и автомобильных магистралей узбекская часть магистрали «Китай (Кашгар-Иркештам) — Киргизия (Ош) — Узбекистан (Андижан-Ташкент) будет готова. И все условия для функционирования транспортного коридора через Камчик, в обход территории Таджикистана будут созданы.

Теперь главное — решить геополитическую проблему:  убедить Киргизию  в необходимости строительства участка из Китая (Иркештам) в Киргизию (Ош) (эта волынка тянется с 1996 года). И я, очень надеюсь, что нашим китайским партнерам удастся это сделать.

Недавно, сотрудник посольства одной из наших соседних стран, после Development Dialoge  по транспорту спросил меня: « вот скажите мне, какой конкретно экономический эффект Вы ждете от строительства магистрали “Иркештом- Ош- Андижан –Ташкент- Европа»? Только не перечисляйте мне цифры роста грузооборота в млн. тонн.  Назовите самый простой пример!»

В ответ на это, я ему сказал, что за последние два года происходят постоянные задержки контейнеров с комплектующими для Асакинского автозавода, которые идут из китайских портов через таможенные пункты на границе Китая и Казахстана. Завод несет серьезные убытки. И если будет построена дорога Кашгар-Ош-Андижан,  то транспортные расходы автопроизводителей в Асаке могут быть значительно снижены. Дипломат согласился со мной.

Грузооборот между Китаем и Европой будет расти – это реальность.  Если Узбекистан сможет перетянуть на себя один из транспортных коридоров из Китая в Европу – это станет серьезным фактором увеличения транзитной привлекательности Узбекистана.

Ну и конечно, наши экспортеры/импортеры получат альтернативный (и более выгодный, чем через Казахстан) транспортный маршрут.

Экономические плюсы от маршрута — однозначны. Теперь вопрос — за политикой.

Реклама

Что вы об этом думаете?

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s