Главная » мнение » К истории сотрудничества Узбекистана и Республики Корея

К истории сотрудничества Узбекистана и Республики Корея

Статистика

  • 407,076 просмотров

Введите Ваш email, чтобы следить за блогом и получать обновления

Присоединиться к ещё 1 847 подписчикам

Издание Новости Узбекистана публикует статью профессора С.Саидкасимова Корея и Узбекистан: в чем интерес для сотрудничества?

Экскурс в историю отношений

30 декабря 1991 года Республика Корея в числе первых признала государственную независимость Узбекистана.

29 января 1992 года между странами установлены дипломатические отношения.

В июле 1992 года состоялся первый официальный визит президента Узбекистана в Южную Корею. В ходе переговоров в Сеуле подписаны основополагающие документы, заложившие политико-правовой фундамент для развития всестороннего сотрудничества. Состоялся обмен посольствами.

В июле 1994 года президент Республики Корея первым среди стран СНГ посетил Ташкент с ответным визитом.

До нынешнего визита история узбекско-южнокорейских отношений включала 13 взаимных государственных и официальных визитов на уровне президентов двух государств. Последний государственный визит президента Пак Кын Хэ в Ташкент состоялся в июне 2014 года в сопровождении 86 ведущих бизнесменов Южной Кореи.

Договорно-правовая основа сотрудничества включает меморандум о визовой поддержке, механизмы взаимодействия в политической, торгово-инвестиционной и культурно-гуманитарной сферах, в том числе в области защиты инвестиций, избежания двойного налогообложения, в сферах туризма, торговли, науки и технологий и др.

В чем интерес Кореи к Узбекистану?

Узбекистан – выгодный партнер для Кореи во всех отношениях. Здесь имеются достаточные природные богатства, сырьевые ресурсы, выгодное геополитическое положение. Для республики характерны динамизм в демографическом росте, потенциальный человеческий ресурс, инфраструктура и другие факторы, необходимые для интенсивного и взаимовыгодного экономического сотрудничества.

Благоприятные условия для успешной реализации масштабных проектов обеспечивает также позитивное восприятия образа Республики Кореи населением Узбекистана.

Особые отношения узбеков и корейцев имеют исторические корни. Корейцы давно стали составной частью многонационального населения Узбекистана.

Автор статьи отмечает, что в 1992 году во время первого официального визита главы Узбекистана в Корею в 1992 году южнокорейская пресса обратила внимание на то, что за штурвалом президентского самолета сидел пилот — кореец Валерий Николаевич Тян. В дальнейшей профессиональной карьере он дорос до руководителя самой крупной в Центральной Азии Национальной авиакомпании «Узбекистан хаво йуллари», является членом Сената республики.

Ислам Каримов с супругой. На заднем плане глава "Узбекских авиалиний", член Сената по президентскому списку Тян В.Н. Сеул, 27 мая 2015 г.

Ислам Каримов с супругой. На заднем плане глава «Узбекских авиалиний», член Сената по президентскому списку Тян В.Н. Сеул, 27 мая 2015 г.

В составе делегации находился и другой кореец, родившийся в Фергане, прекрасно владеющий корейским, узбекским и русским языками, только что назначенный посол Виталий Фен, который затем более 20 лет бессменно возглавлял узбекскую дипломатическую миссию в Корее.

Посол Республики Корея в Республике Узбекистан Ли Ук Хён (слева) и Виталий Фен. Ташкент, 2014 год

 

Сегодня в Узбекистане проживает более 200 тыс. корейцев — четвертая крупная по численности корейская диаспора в мире, после Китая, США и Японии.

Программа каждого визита президента Кореи в Узбекистан традиционно начинается со встречи с представителями местной корейской диаспоры.

Завоеванию популярности бренда «Корея» в Узбекистане способствовали также успешные экономические проекты, особенно в области автомобилестроения. Совместный проект по выпуску корейских автомобилей в Ферганской долине, начавшийся в первые же годы сотрудничества, принес не только заметную экономическую прибыль, но и еще более ценные результаты — в сознании широких масс Корея стала прообразом высокоразвитой страны, дружественно настроенной по отношению к Узбекистану.

Совместно производимые в республике корейские автомобили, электронная, бытовая, строительная техника, текстильная продукция способствуют росту среди их миллионных пользователей престижа Кореи.

С Кореей связан и ряд новых явлений в духовной жизни Узбекистана.

Так, за последние годы большой популярностью у узбекских зрителей стали пользоваться корейские телесериалы. Учитывая такую потребность, все больше телефильмов, переводятся с корейского языка на узбекский, и непрерывно демонстрируются по республиканскому телевидению.

Они вызывают зрительский интерес из-за ментальной близости, схожести традиций, обычаев, привычек и особенностей жизненного уклада восточных народов, знакомят телезрителей с богатой историей и культурой корейского народа, с различными сторонами его современной жизни.

Одновременно увеличивается количество регулярно направляемых в Корею телефильмов о республике, показ которых позволяет корейским телезрителям ближе знакомиться с жизнью Узбекистана, его культурным наследием и историей.

Меморандум о взаимопонимании между Корейской телерадиовещательной компании (KBS) и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, подписанный в августе 2013 года, направлен на дальнейшую активизацию обменов телепрограммами, сериалами и фильмами, содействие в переподготовке кадров и взаимный обмен опытом.

Результатом активного информационного сотрудничества стал стабильно растущий поток южнокорейских туристов в Узбекистан.

Значение Кореи для Узбекистана

Корея представляет особый интерес для Узбекистана, прежде всего, важен опыт государственного управления по достижению высокой степени интегрированности в мировые политические и экономические процессы.

Творческое использование корейского опыта по коренному реформированию страны, развитию политической, экономической и социальной активности различных слоев общества является полезным подспорьем при определении приоритетов и направлений ускоренного развития Узбекистана — считает профессор.

При этом по достоинству оцениваются достижения Кореи, где в течение нескольких десятилетий последовательно реализовывалась продуманная стратегия государственного менеджмента, направленная, прежде всего, на ускоренное технологическое обновление экономики.

Опыт Кореи показывает, что сегодня невозможно представить конкурентную экономику без ее мощного высокотехнологичного базиса. За короткий исторический срок Корея сумела вырваться из бедности и стать одной из крупных экономик мира, умело используя преимущества рыночной экономики в сочетании с необходимостью сбалансированного государственного регулирования процессов коренных преобразований, оказания им необходимую государственную поддержку.

Особая забота оказывалась по отношению к малому и среднему бизнесу. Это болезненный вопрос для быстрорастущего Узбекистана, где необходимо развитие трудоемких видов производства для снятия демографической нагрузки на социальную ситуацию.

Опыт Кореи по оптимальному структурированию экономического сектора с целью рационального использования трудовых ресурсов полезен тем, что доля малого и среднего бизнеса достигает свыше 90% от всех предприятий страны и обеспечивает 88% занятости трудоспособного населения.

Количество фирм и кампаний, ориентированных на экспорт, здесь достигает более 100 тыс.

Действуют государственные фонды поддержки и правительственные программы, предлагающие финансовую, технологическую и информационную помощь предпринимательству. Банки имеют обязанность предоставлять малому и среднему бизнесу льготные условия кредитования. При этом государственные органы Кореи должны закупать не менее 50% необходимых им товаров именно у малых и средних предприятий.

Узбекистан при модернизации своей производственной сферы, осуществлении в ней структурных изменений, обращает внимание на реформаторский опыт Кореи, Китая, Японии. Их феноменальные достижения олицетворяют собой современные модели ускоренного экономического роста с опорой на максимальное использование интеллектуального потенциала и качественного квалификационного ресурса нации, не ограничиваясь лишь распродажей природных и сырьевых богатств. В этой связи важным, особенно в корейском опыте, представляется достижение понимания и поддержки большинства населения самой необходимости коренных политических, экономических и социальных преобразований.

Перспективные направления внешнеэкономического сотрудничества для Узбекистана предопределяются задачами обеспечения, в конечном итоге, его высокотехнологичного развития. С этим связаны надежды на значительное увеличение доли превращения различных природно-сырьевых ресурсов страны в разнообразную товарную продукцию.

Не забывая, что международные экономические отношения, мировая торговля развиваются на основе жесткой конкуренции, защиты национальных интересов, стремления к максимальной прибыли, Узбекистан, участвующий в этом процессе, никак не желает превратиться в сырьевой придаток крупных государств. Перспективная для него цель – достижение того, чтобы стать не только равноправным, но и равноценным по своим качественным показателям деловым партнером во всех направлениях и сферах экономического сотрудничества.

Особой сферой международного сотрудничества Узбекистана является образование. Республика находится в активном поиске оптимальной модели преобразования многих аспектов социального развития, в первую очередь, национальных систем образования и здравоохранения.

Так, исходя из демографической ситуации общеобразовательное и профессиональное обучение на уровне современных стандартов будет требовать все более возрастающих материальных затрат и интеллектуальных усилий. Ясно, что без высококачественного обучения огромной массы молодежи, особенно подготовки кадров по новейшим специальностям невозможно обеспечивать модернизацию и устойчивое развитие экономики Узбекистана, его социальную стабильность.

В решении этой сложнейшей проблемы также весьма важен опыт Кореи, которая в свое время в очень нелегких экономических условиях не только смогла успешно решить задачу ускорения научно-технического прогресса, подготовки национальных кадров, но и превратила постоянно повышающийся уровень образованности всего общества в один из основных индикаторов своего развития.

Этим целям призвано послужит открытие филиала одного из крупнейших вузов Кореи – Университета Инха в Ташкенте.
В качестве дополнения к публикации можно также отметить тот факт, что с 2013 года в правительстве Узбекистана работает единственный иностранец — это гражданин Республики Корея Ким Нам Сок, который в должности заместителя министра по развитию информационных технологий и коммуникаций координирует группу корейских экспертов, занимающихся формированием в Узбекистане системы «Электронное правительство».

Ким Нам Сок. Фото Госкомитет СИТТ Узбекистана

До этого Ким Нам Сок занимал пост первого заместителя министра государственного управления и безопасности Южной Кореи.

 

Реклама

Что вы об этом думаете?

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s