Главная » мнение » Флагман сел на мель?

Флагман сел на мель?

Статистика

  • 399,677 просмотров

Введите Ваш email, чтобы следить за блогом и получать обновления

Присоединиться к ещё 1 847 подписчикам

Зарубежные СМИ сообщают о приостановке производства на автомобильном заводе GM Uzbekistan в городе Асака Андижанской области. В публикациях говорится о том, что с 1 августа работники завода сроком на 1 месяц отправляются в вынужденные неоплачиваемые отпуска.

Узбекская редакция радио «Свобода» («Озодлик») связывает данное обстоятельство с падением продаж продукции GM Uzbekistan на внешних рынках. Более того, по информации «Озодлик», за последние четыре месяца завод закрывался на две недели, а сотрудники и рабочие завода отправлялись в отпуск.

Причинами вынужденной приостановки производства называется сложное финансовое положение предприятия, о чем, по сведениям редакции, свидетельствуют двухмесячные задержки по зарплатам. «Озодлик» передает мнение своих источников о том, что, «если экспорт узбекских автомобилей за рубеж не наладится, то асакинский завод может полностью приостановить свою деятельность».

Агентство «Фергана» основывающее свою публикацию на информации «Озодлик» добавляет, что также приостановлено действие официального сайта «флагмана узбекской экономики».

«Фергана» напоминает, что СП GM Uzbekistan было создано в 2008 году на базе «УзДЭУавто». Под известным американским брендом Chevrolet (официальный сайт компании называется так же) предприятие выпускает автомобили Malibu, Captiva, Lacetti, Cobalt, Nexia, Spark, Matiz и Damas.

90% экспорта продукции автозавода приходились на Россию. Но в последние годы спрос на узбекские автомобили значительно снизился, и, к примеру, в 2014 году СП сократило поставки своей продукции в России на 38% по сравнению с предыдущим годом – до 37.695 единиц. Доля GM Uzbekistan на российском рынке составила в прошлом году 1,5% против 2,2% в 2013 году, СП заняло 27 место по объему продаж автомобилей в России.

Тем не менее, в начале 2015 года предприятие повысило цены на свою продукцию. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, продажи автомобилей GM Uzbekistan на российском рынке в первом полугодии 2015 года сократились на 57% — до 10,3 тысячи единиц. По мнению автомобильных экспертов, скоро узбекский автопром сведет свои продажи на рынке России практически до нуля.

Как передает 12news.uz со ссылкой на пресс-службу акционерной компании «Узавтосаноат», в январе-июне 2015 года СП по сравнению с аналогичным периодом 2014 года снизило производство на 6,5% — до 119.412 автомобилей. В 2014 году узбекские автопроизводители выпустили 245,6 тысячи автомобилей, из которых было экспортировано более 52,2 тысячи машин.

Информацию о приостановке работы асакинского автозавода и связанных с ним производителей комплектующих, со ссылкой на источника в одном из предприятий, входящих в состав АК «Узавтопром», подтверждает РИА Новости. Но уточняет, что остановка производства является плановой и связана с профилактическими работами. При этом, часть персонала предприятий уйдут в оплачиваемый трудовой отпуск, другая — в отпуск без сохранения заработной платы.

Опрошенные агентством диллеры GM Uzbekistan также связывают остановку производства с падением спроса на продукцию автомобильного завода в России, основном рынке экспорта СП.

СП АО GM Uzbekistan дислоцировано в городе Асака Андижанской области. 25% предприятия принадлежит американской General Motors, 75% — АК «Узавтопром».

АК «Узавтопром» создана в 2004 году на базе ассоциации «Узавтопром». В состав компании входят около 30 предприятий. Самыми крупными являются СП GM Uzbekistan, выпускающее легковые автомобили, и ООО «Самаркандский автомобильный завод» (ООО «СамАвто», Самаркандская область), которое производит автобусы и грузовики. В отрасли также работают 25 крупных поставщиков комплектующих и 160 мелких для автосборочного производства.

В то же время, 12news.uz со ссылкой на директора технического обслуживания и производства АО СП «GM-Uzbekistan» Акрамжана Тухтабаева сообщает о планах автозавода по началу производства новой модели автомобиля в 2016 году без уточнения названия и технических характеристик.

Издание предполагает, что речь идет об организации серийного производства автомобилей модели Т250 (Chevrolet Aveo).

До этого СМИ информировали о том, что в 2015-2020 годах асакинский завод планирует направить $150 млн. в производство новых моделей. В частности, в 2016 году намечено осуществить рестайлинг седана бизнес-класса Gentra, в 2017 году запустить серийное производство хэтчбека B-класса на базе модели Aveo, а после 2018 года наладить сборку кроссовера.

GM Uzbekistan, как флагман узбекской экономики, переживает сложные времена. Продукция предприятия имела некоторую популярность на внешних рынках, во многом благодаря относительно невысокой стоимости на фоне отдельных преимуществ в сравнении с пережитками советского автопрома. Однако, по мере локализации производства, продукция автозавода ощутимо теряет в качестве. По этой причине предприятие продает два вида автомобилей каждой модели:  «экспортный», которого локализация практически не коснулась, и для внутреннего пользования.

Автомобили GM Uzbekistan, ограниченно конкурентоспособные на постсоветском пространстве, являются монополистами на отечественном рынке. Благодаря искусственным таможенным барьерам и дискриминации конкурентов, до снижения объема экспорта, за авто асакинского завода в Узбекистане выстраивались многомесячные очереди. Согласно договору потребители наперед оплачивают 85% стоимости «легковушки» наличкой и ждут ее сборки сроком до года. Повышение цены в среднем 2 раза в год автоматически влечет доплату. Более того, до совсем недавнего времени граждане готовы были выплачивать значительные «шапки» за то, чтобы несколько ускорить отпуск авто.

По мере сокращения экспорта, правительство пошло на небывалые меры, продавая отечественные авто своим же резидентам за доллары США, подрывая узбекскую финансовую систему и принижая один из символов государственности — национальную валюту до уровня плинтуса. При этом, в условиях отсутствия легальных способов конвертации, толкая граждан на нарушение уголовного закона для приобретения «баксов» на черном рынке. В результате таких экономических «фишек» и ноу-хау родного правительства Узбекистан стал своего рода уникальным государством, в котором подавляющее большинство граждан являются потенциальными уголовниками по статье о незаконных валютных операциях.

Но даже такие суровые протекционистские меры, похоже, не способны удержать предприятие на плаву — основные детали и механизмы автомобилей импортируются в республику за реальную валюту, потому из-за отсутствия ковертации и искуственно-условного курса, устанавливаемого ЦБ без обязательств покупать и продавать, каждая легковушка, проданная в Узбекистане за сум, наносит государственному бюджету отнюдь не условный убыток.

И здесь у правительства два пути — признать свою несостоятельность, отказаться от национальной валюты и перевести все расчеты с гражданами на американские «грин бэкс», либо начать строить реальную экономику в соответствии с законами рынка, либерализовать валютный курс и обеспечить конкурентную среду.

При выборе второго пути нынешнее правительство бывших партноменклатурщиков в полном составе должно будет уступить кресла компетентным технократам, что навряд ли возможно в добровольном порядке. Потому чиновники, лишенные чувства ответственности и патриотизма, изобрели третий путь — подрисовывание и подтасовка макроэкономических показателей. Очевидно, что этот третий путь рано или поздно может обернуться всеобщим потопом, но это их не страшит — оффшорные ковчеги готовы, а остальное вне их заботы.

 

Читайте также:

Продажи узбекских авто в России продолжают сокращаться

Обновленный прайс-лист АО GM Uzbekistan для внутреннего рынка

Экспортозамещение через GM Uzbekistan

Реалии и парадоксы узбекского авторынка

В 2015-2016 гг. Узбекистан планирует сокращение производства легковых автомобилей

Авторынок Узбекистана в 2015 году: тенденции

С начала года зафиксировано рекордное падение продаж узбекских авто в России

Производство на GM Uzbekistan в 2014 году снизилось незначительно, экспорт упал почти на 40%

Продукция отечественного автопрома станет доступнее?

Авторынок Узбекистана: не было бы счастья, да кризис помог?

Эксперты: из-за девальвации рубля узбекский автопром будет вынужден оставить рынок России

Узбекистан повысил стоимость своих авто на российском авторынке

Цены на автомобили GM Uzbekistan снижаются

Уже в 2015 году узбекистанцы смогут приобретать авто через электронную очередь

В Узбекистане наладят производство микровэна Chevrolet CMP

Реклама

Что вы об этом думаете?

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s