Главная » мнение » С праздником #uzb24!

С праздником #uzb24!

Статистика

  • 395,888 просмотров

Введите Ваш email, чтобы следить за блогом и получать обновления

Присоединиться к ещё 1 847 подписчикам

24 года – срок немалый. Почти четверть века – это время полноценного становления целого поколения. Поколения, которое родилось, выросло, получило образование, а может даже успело обзавестись собственными семьями и детьми уже в новейшем Узбекистане.

Учитывая тот факт, что средний возраст жителя республики составляет 27 лет, можно смело утверждать – это поколение сегодня представляет половину населения Узбекистана. Страны, вся новейшая история которой, её настоящее и обозримое будущее, связаны с ролью Ислама Каримова. И потому его речь 31 августа на традиционных торжествах по случаю очередной годовщины заслуживает вдумчивого анализа для понимания направления развития ситуации в центральном государстве Центральной Азии.

Из выступления: … мы не принимали скоропалительных решений, не допустили опрометчивых шагов и необдуманных действий. Мы, полностью отказавшись от неприемлемых для нас различных форм «шоковой терапии», трезво оценивали “советы” со стороны, не копировали других и не стремились, как некоторые, любыми способами добиться небывалых показателей. Самое важное, мы не отнеслись безответственно и легковесно к нашей судьбе, нашему будущему, не польстившись на предлагаемые сомнительные кредиты, не оказались в долговой яме.

Если опустить пафос, неизбежно присущий такого рода выступлениям политиков, можно выделить ряд ключевых моментов. По оценкам главы Узбекистана, нынешний период характеризуется опасным обострением международного политического соперничества и бескомпромиссно жесткой экономической конкуренции. В этих условиях главной задачей узбекистанцев остается повышение конкурентоспособности, модернизация и диверсификация национальной экономики.

В свою очередь, проведение экономических реформ невозможно без сохранения мира и согласия в стране, а также без понятной для внешних игроков и последовательной внешней политики, которая и в дальнейшем будет строится на принципах неприемлемости вхождения Узбекистана в военно-политические блоки и недопустимости развертывания иностранных военных баз.

По большому счету, в этом выступлении президент лишь подтвердил положения, ранее неоднократно озвученные, к примеру, в его программе на мартовских выборах. Однако, с тех пор международное положение стало еще более напряженным, а мировой экономический кризис из Европы плавно перекочевал на ведущие рынки в Азии. В Узбекистане, по причине слабой интеграции в мировую экономику, эти кризисные явления пока отражаются лишь косвенно, в основном, в виде сокращения валютных поступлений из-за рубежа. Для их преодоления правительством принимаются меры по углублению местной переработки сырья, в частности в текстильной промышленности, а также по защите отечественного производителя и валютной экономии, в том числе путем повышения пошлин на ряд импортных товаров.

Планы по масштабной приватизации и продаже госактивов в промышленной и других сферах с акцентом на привлечение иностранных инвесторов, реализуемые при посредничестве зарубежных финансовых структур, призваны способствовать модернизации производств и внедрению современных технологий.

Эффективно, благодаря специфической слабости электорального давления, но коряво принимаемые через административные рычаги непопулярные меры по сокращению наличной денежной массы и внебанковского (теневого) оборота позволяют сдерживать инфляцию и обеспечивать налоговые поступления.

Все эти и другие меры свидетельствуют о том, что экономическая ситуация в стране контролируется и позволяет надеяться на то, что каких-то резких обвалов допущено не будет.

Это «плюсы», которые позволяет увидеть обывательский глаз автора. Однако, недостаток компетентности и отсутствие доступа к реальной, а не подрисованной правительством, информации о положении дел в экономике не дает возможности для критического и конструктивного анализа адекватности принимаемых мер.

Отталкиваясь от ощущений, если такой субъективный прием в какой-то мере допускаем придирчивым читателем, возникает стойкое убеждение в том, что за 24 года можно было бы сделать гораздо больше. По крайней мере за счет эффективной борьбы с коррупцией и паразитирующими чиновниками, о чем глава государства прямо не упоминает.

Между тем, не случайно же он упомянул про гарантированную Конституцией неприкосновенность частной собственности, а недавно подписал закон, возводящий бюрократизм и чиновничье самодурство в категорию уголовного преступления.

Из выступления: … сегодня сама жизнь требует дальнейшего развития частной собственности и частного предпринимательства, закрепленных в нашей Конституции, предоставления им полной свободы, устранения всех преград и ограничений на пути частного сектора, сокращения до обоснованного уровня присутствия государства в экономике.

К примеру, теперь чиновников, которые принуждают предпринимателей к «благотворительности», можно наказывать через суд. Хорошо это или плохо?

На первый взгляд, конечно, хорошо, ведь это защищает права налогоплательщиков, но с другой стороны, значит, проблема чиновников-коррупционеров и паразитов приобрела общественно-опасный масштаб. И не сегодня, и даже не вчера…, но возможность борьбы с ними на законодательном уровне возникла только сейчас. А почему? Дожидались мирового кризиса, или потому что дальше попустительствовать этому опасно?

Непонятно существование «черного рынка» с его оборотами, сопоставимыми, наверное, с ВВП Узбекистана. Почему государство, вместо того, чтобы навести порядок, толкает своих же граждан на нарушение уголовного кодекса при покупке автомашин отечественного производства или авиабилетов?

Вопросов много и не только к государству. Может, это наша пассивность и правовая неграмотность так расслабляет чиновников. Какой процент из нас, нудящих и ворчащих по поводу их произвола, воспользовалось возможностями ЕПИГУ? Конечно, нам проще договориться с взяточником или обойти закон, чем пройти через инстанции.

Просто для того, чтобы дисциплинировать чиновников, мы сами должны соблюдать законы, иначе будем получать «обратку» — коррумпированная система будет сопротивляться, и к этому нужно быть готовыми. Значит, прежде чем требовать соблюдения законов, мы сами должны их выполнять.

Однако ж, тенденция роста гражданского правосознания и влияния общества на власть есть — и это радует.

К маленьким победам можно отнести, пусть пока не регулярные и зачастую постфактум, но имеющие прецеденты брифинги пресс-секретаря столичного хокимията. Например, по поводу памятника Пушкину и кондиционеров на фасадах жилых домов вдоль «трассы международного значения».

Радует общественный резонанс и конкретные действия по поводу музея Савицкого.

Радует закон «Об открытости органов государственной власти», он создает возможности, а как настойчиво мы будем ими пользоваться, зависит все же от нас.

Наивно? Скорее всего, так, но иначе никак.

Ведь патриотизм не только, да и вовсе не в хештэг-акциях, он в конструктивном обозначении и в настойчивом правовом решении насущных проблем, чувстве ответственности за порядочность и компетентность нанятых нами обслуживающих чиновников.

С праздником, родные узбекистанцы!

FB_IMG_1441060082033[1]

фото из соцсетей

Реклама

Что вы об этом думаете?

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s