Главная » мнение » «Да шоб мы так жили!»

«Да шоб мы так жили!»

Статистика

  • 407,355 просмотров

Введите Ваш email, чтобы следить за блогом и получать обновления

Присоединиться к ещё 1 847 подписчикам

По данным исследовательского центра при правительстве, инфляция в Узбекистане снизилась на 1%, а средняя зарплата выросла на 17,4%.

© Алексей Тудаков

© Алексей Тудаков

 

Инфляция в Узбекистане за 9 месяцев 2015 года составила 2,2%. Это на 0,8% ниже, чем за тот же период в 2014 году. В годовом измерении, то есть с сентября 2014 года, инфляция замедлилась на 1% до уровня — 5,3%. При этом, средняя зарплата выросла на 17,4%: с 1 млн. 096 тыс. сумов в сентябре 2014 г. до 1 млн. 286 тыс. 200 сумов в сентябре 2015 г. Такие данные приводит координатор проектов Центра экономических исследований (ЦЭИ) д.э.н. проф. Хусния Мурадова на сайте издания «Экономическое обозрение».

Согласно исследованиям ЦЭИ, цены на продовольственные товары за 9 месяцев в среднем снизились на 1,2%. Главным образом это произошло за счет сезонного снижения цен на плодоовощную продукцию: на лук – 43,8%, дыни – 24,4%, арбузы – 10,9%, виноград – 6,8%.

По ценам на другие группы продовольственных товаров наблюдается как снижение, так и прирост. К примеру, яйца подешевели на 9%, масло и жиры подорожали на 8,2%. Лидером роста цен в январе-сентябре стал рис – плюс 44% (в соответствующем периоде 2014 г. — 6,2%).

Цены на «14 основных продовольственных товаров» за 9 месяцев изменились следующим образом:
— на говядину, капусту, лук, картофель и сахар — снизились;
— по хлебу — не изменились;
— на муку, молоко, яйца (а выше говорится о снижении?), масло сливочное и чай – выросли меньше, чем составил рост средней заработной платы;
— на рис, растительное масло и морковь – выросли с опережением уровня роста заработной платы.

Сравнивая рост средней зарплаты (17,4%) с уровнем инфляции (5,3%), исследователи делают вывод о реальном росте покупательной способности заработных плат в стране.

По мнению экспертов, учитывая сезонное повышение цен на плодоовощную продукцию и их стабильность на другие виды товаров и услуг, в IV-м квартале 2015 года инфляция может вырасти от 3,1% до 3,5%, но за 2015 год в целом уровень инфляции не превысит 6%.

То есть 6% — это тот неведомый общественности показатель, который правительство скромно скрывает в своем отчете за туманной фразой — «не превысила прогнозных параметров». Вероятно, исходя из национального менталитета, чтоб не сглазили? Для примера, в 2015 году инфляция в Казахстане ожидается на уровне 8,1%, в России и того больше – 12-13%.

Очередь на заправку. Ташкент, 4 ноября 2015 г.

Очередь на заправку в центре Ташкента, 4 ноября 2015 г.

 

Тем не менее, приведенные специалистом цифры в некоторой степени проясняют, как правительство получает такие удивительные макроэкономические параметры. Судя по всему, в расчет принимаются цены на очень ограниченный круг товаров, которые отнесены к так называемой минимальной потребительской корзине. К слову сказать, так поступают не только в Узбекистане, но и в тех же Казахстане и в России, с той лишь разницей, что там эта «корзина» на порядок вместительней.

Основное отличие отечественной методики расчета инфляции в том, что цены на товары из минимальной потребительской корзины берутся не рыночные, а зафиксированные государством. Продукты, включенные в этот перечень, называют социальными и периодически продают на одной-двух точках на дехканских рынках (сахар, яйца) или лимитировано распределяют через махаллинские списки (мука, хлопковое масло), как при талонной системе начала 90-х.

За социальными продуктами выстраиваются очереди пенсионеров и домохозяек. К примеру, чтобы приобрести куриные яйца, которые сложно не спутать с перепелиными, по цене 300 сумов за штуку, нужно занимать очередь с раннего утра, иначе они быстро заканчиваются.

Понятно, что объемы «социальных» продуктов очень ограничены и не рассчитаны на свободную продажу. Их реализация сопряжена с принуждением производителей работать во внерыночных условиях, себе в убыток. Ведь на том же рынке яйца продаются за 550-600 сумов, в супермаркетах – 640-690 сумов.

Однако эти схемы позволяют подрисовывать показатели не реальной инфляции, а статистической, ничего общего не имеющей с экономическим положением в стране. Это «ноу-хау» узбекского правительства, наряду с ранее описанными, также достойно премии имени Остапа Бендера.

Так и получается, что население жалуется на рост цен — правительство декларирует замедление инфляции, люди говорят об обнищании – в отчетах рост зарплат и покупательной способности, водители стоят в километровых очередях за бензином – «Узнефтмахсулот» твердит об отсутствии проблем с ГСМ, бизнесмены сетуют на валютные трудности – ЦБ заявляет о свободной конвертации.

gsm

Теперь, помимо официального и «черного» курса доллара, в Узбекистане пора вводить понятия «официальная» и «реальная» инфляция. Первая предназначена для международных финансовых институтов и аналитических центров, другая – та, в которой выживает бизнес и население.

В ситуации, когда правительство отчитывается по «официальным» курсам, бизнес вынужден работать по «теневым» схемам, а население — зарабатывать на пропитание у соседей, пусть даже с менее благополучными рейтингами и более высокой инфляцией, убедить иностранных инвесторов в привлекательности работы в Узбекистане — задача невыполнимая. В условиях чиновного лицемерия ослабить бюрократическое давление на бизнес не помогут сотни законов и указов. А без легализации бизнеса и прозрачной рыночной политики Узбекистан ждут еще большее погружение в коррупционное болото, окончательная утрата доверия населения к власти и социальные катаклизмы. Не об откате ли в неспокойные 90-е красноречиво говорят введение в столице и Ташкентской области фактически комендантского часа и появившиеся в СМИ сообщения о переводе войск на казарму?
vl

Однако до тех пор, пока правительство будет рассчитывать инфляцию по ценам в кабминовских буфетах, говорить о либерализации рынка и реформах не приходится.

 

Центр экономических исследований функционирует при правительстве Узбекистана при поддержке ПРООН. С 2012 года ежеквартально выпускает бюллетень «Инфляция и цены в Узбекистане».

Центр предоставляет аналитические рекомендации Правительству Республики Узбекистан и проводит исследования по широкому спектру вопросов развития. Более половины рекомендаций Центра находят свое отражение в соответствующих решениях Правительства Республики Узбекистан. Продукты ЦЭИ служат одним из основных источников аналитического обеспечения органов государственного управления по большинству приоритетных задач социально-экономического развития. Выступая в роли связующего звена между Правительством и международным сообществом, Центр оказывает содействие процессу реформ в стране, способствует укреплению сотрудничества и установлению продуктивного диалога между сторонами, — говорится на сайте ЦЭИ.

Реклама

Что вы об этом думаете?

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s