Главная » обзор СМИ » ЕС-Узбекистан: проекты, проблемы и перспективы

ЕС-Узбекистан: проекты, проблемы и перспективы

Статистика

  • 395,888 просмотров

Введите Ваш email, чтобы следить за блогом и получать обновления

Присоединиться к ещё 1 847 подписчикам

Европейский Союз финансирует в Узбекистане проекты в сфере образования, здравоохранения и социальных услуг, укрепления верховенства закона, развития парламентаризма, повышения финансовой грамотности, потенциала предпринимателей, укрепления границ и борьбы с наркотрафиком. С 2016 года Евросоюз также займется сельским хозяйством и управлением водными ресурсами. Об этом в Ташкенте 15 февраля заявил глава делегации ЕС в Узбекистане посол Юрий Штерк на пресс-конференции по итогам двустороннего сотрудничества в 2015 году.

глава делегации Европейского Союза в Узбекистане посол Юрий Штерк на пресс-конференции 15.02.2016 г. в Ташкенте

Юрий Штерк (слева), Ташкент, 15.02.2016 г.

Основные события 2015 года

В мае 2015 года в рамках двенадцатого заседания Совета сотрудничества «ЕС-Узбекистан» представляющий ЕС министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс и его узбекский коллега А. Камилов подтвердили приверженность укреплению связей в ряде областей и подчеркнули интенсификацию двустороннего политического диалога. В частности, Евросоюз приветствовал «готовность Узбекистана открыто обсудить вопросы по правам человека» и сотрудничество с Международной организацией труда (МОТ) по вопросам детского труда, а также принятие Программы достойного труда. Обсуждались вопросы улучшения делового и инвестиционного климата. ЕС поддержал планы Узбекистана по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО) и выразил готовность помочь в этом направлении.

В 2015 году Узбекистан посетил ряд ответственных чиновников Евросоюза, в том числе спецпредставитель ЕС по странам Центральной Азии Петер Буриан (дважды), генсек Европейской службы внешних действий Ален Ле Руа и его заместитель Мачей Поповски.

В Ташкенте открыт Региональный секретариат Центра передового опыта по минимизации рисков, связанных с химическими, биологическими, радиологическими и ядерными материалами (ХБРЯ) по Центральной Азии.

В июле ЕС утвердил объем помощи Узбекистану в 2014–2020 годах в размере 168 млн. евро на улучшение ирригационной инфраструктуры, внедрение возобновляемых источников энергии в агробизнесе, содействие программе по созданию новых рабочих мест в регионах.

В ноябре в Ташкенте состоялся девятый раунд ежегодного Диалога по правам человека. Делегацию Узбекистана представлял министр юстиции Музраф Икрамов, а ЕС — начальник отдела по вопросам Центральной Азии ЕСВД Тойво Клаар. Евросоюз призвал Узбекистан «ослабить ограничения на прессу, гражданское общество и религиозные группы», освободить всех заключенных правозащитников. Была подчеркнута серьезная обеспокоенность сообщениями о плохих условиях содержания, плохого обращения и пытках задержанных.

В декабре в рамках очередного заседания Комитета сотрудничества «Узбекистан — ЕС» Брюссель посетила делегация во главе с министром ВЭСИТ Э. Ганиевым. 21 декабря в Астане состоялась министерская встреча ЕС – Центральная Азия при участии министров и замминистров иностранных дел стран Центральной Азии и Верховного представителя Европейского Союза/Вице-президента Европейской комиссии Федерики Могерини.

Проекты ЕС в Узбекистане

Европейский Союз финансирует в Узбекистане проекты, направленные на улучшение образования, здравоохранения и социальных услуг, укрепление верховенства закона, развитие парламентаризма, повышение финансовой грамотности, потенциала предпринимателей, усиление границ и предотвращение наркотрафика. Начиная с этого года, ЕС также займется сельским хозяйством и сферой управления водными ресурсами.

В 2007-2013 гг. Узбекистану на эти цели безвозмездно выделено 70,6 млн. евро, что составило 9,4% от всего объема помощи государствам Центральной Азии (750 млн. евро). В 2014-2020 гг. ЕС планирует выделить республике 168 млн. евро или 15,7% от ассигнований в регион (1 068 млрд. евро).

Основные проекты ЕС, действующие или завершённые за этот период в Узбекистане:

— «Улучшение охраны материнства и детства»: четырехлетний проект с бюджетом около 5 млн. евро был администрирован ЮНИСЕФ при участии минздрава Республики Узбекистан. Цель — приведение национальной политики и процедур в области охраны матери и ребенка в соответствие с международными стандартами;

— «Содействие судебно-правовым реформам» с бюджетом 10 млн. евро для генпрокуратуры, МВД, минюста и Верховного суда Узбекистана. Цель — анализ законодательства в сфере уголовного и административного правосудия, совершенствование программ обучения, оказание экспертной поддержки при разработке законопроектов, содействие в информационно-технологическом обеспечении путём оснащения виртуальных комнат обучения и лабораторий для курсов компьютеризованного обучения, предоставления серверов и лицензий для программного обеспечения, проведения тренингов и ознакомительных поездок в европейские страны;

— «Дальнейшее укрепление двухпалатной парламентской системы в Узбекистане и развитие связей с региональными Кенгашами». Результат: совместно с парламентом создана сеть Информационно-ресурсных центров, внедрена новая коммуникационная система для телемостов между Олий Мажлисом и областными кенгашами, создана электронная библиотека и подготовлены обзорно-аналитические доклады по ряду ключевых законопроектов;

— «Программа обучения менеджменту» с бюджетом 3 млн. евро. Цель — содействие в увеличении числа квалифицированных предпринимателей и менеджеров. Результат: с конца 2014 года почти 50 менеджеров и экспертов организаций по поддержке бизнеса побывали на стажировках в Европе для изучения современных методов управления и технологий организации производства, знакомства с культурой и практикой ведения бизнеса, налаживания связей с партнерами из стран ЕС;

— «Инклюзивное образование». Цель — пересмотр отношения к детям с особыми потребностями и работа по полному их вовлечению в общеобразовательные учебные учреждения.

В рамках профильных проектов также проводится так называемый policy dialogue – обсуждение государственной политики в той или иной сфере с целью использования европейского опыта для выработки рекомендаций по реформам.

«Есть еще несколько более мелких завершенных и функционирующих проектов, но я к сожалению не смогу остановиться на каждом из них. Большинство направлены на социальную поддержку женщин и детей из уязвимых слоев населения в одном-двух регионах и на обучении их ремеслу», — отметил дипломат ЕС.

Новые проекты, запускаемые в 2016 году:

— «Программа устойчивого развития сельских регионов» с целью передачи европейских агропродовольственных ноу-хау и технологий узбекским фермерам, агробизнесу и хокимиятам.

«Речь идет не только о прямом трансфере технологий и оборудования, но и об обучении и тренингах по их использованию и по региональному планированию экономического развития», — пояснил Ю. Штерк;

— «Интегрированное управление водными ресурсами» с бюджетом 12 млн. евро на 4 года для улучшения водоснабжения и повышения эффективности управления водными ресурсами в Узбекистане на национальном уровне и на уровне бассейнов рек. Выделенные средства будут направлены на закупку современных водосберегающих технологий, восстановление и развитие инфраструктуры подачи и контроля водных ресурсов в пяти областях Узбекистана, расположенных в бассейне рек Амударья и Сырдарья. Техническими консультантами программы выступят специализирующиеся на управлении водными ресурсами правительственные агентства стран ЕС.

«Европейские эксперты привезут сюда свой богатый опыт в области водопользования, энергоэффективности и рациональному использованию почвенных ресурсов», — отметил посол.

Проблемы и перспективы

По итогам 2014 года Евросоюз был третьим крупнейшим торговым партнером Узбекистана после России и Китая — товарооборот вырос за год на 9% и составил 1,8 млрд. евро: экспорт товаров и услуг ЕС в Узбекистан — 1,6 млрд., импорт — 233 млн.

Данные за 2015 год еще не опубликованы, возможно на них сказались последствия взаимных санкций ЕС и России, которые затруднили доступ европейских товаров на рынок Узбекистана. «ЕС в настоящее время рассматривает альтернативные логистические решения по облегчению доставки товаров в Узбекистан и в обратном направлении», — сообщил он, заметив, что новые маршруты скажутся на росте конечной стоимости товаров, поэтому «здесь нужно проработать все риски».

По оценкам Юрия Штерка, до лета 2016 года должен быть создан совместный совет по бизнесу и инвестициям, чтобы наладить прямые деловые контакты между бизнес-структурами.

«Этот вопрос обсуждался несколько раз на уровне министров, по планам, совет будет представлять собой максимально облегченную платформу, работающую на практический результат и не будет дублировать уже действующие структуры в данной сфере», — пояснил дипломат.

Он напомнил, что у ЕС и Узбекистана уже существуют межправительственные структуры, в том числе «Совет по сотрудничеству, в дополнение к нему существует Комитет по сотрудничеству».

Ранее стороны уже несколько раз откладывали запуск этой экспертной площадки и её создание растянулось уже более чем на два года.

«Это очень сложная работа — создание новой структуры. Сейчас и так существует несколько достаточно «тяжелых» межправительственных структур для сотрудничества сторон и их дубляж не представляется целесообразным. Идея заключается в том, чтобы создать гибкий формат, в рамках которого можно было бы обсуждать конкретные проблемные вопросы, предложения по улучшению бизнес-климата в Узбекистане, вопросы, которые мешают узбекскому бизнесу в странах ЕС», — отметил Штерк.

По его словам, достаточно долгое время заняли дискуссии по созданию нормативной базы работы этой экспертной платформы и выбору формата. В конечном итоге стороны пришли к пониманию, что необходимо создавать облегченную платформу взаимодействия, максимально освобожденную от бюрократии с акцентом на работу только в практическом плане.

Название новой структуры, подчеркнул глава делегации ЕС, пока чисто условное и может изменится. Главное — наладить механизм общения между представителями частного бизнеса и государственных органов стран ЕС и Узбекистана в деле максимально эффективного решения проблем бизнеса и устранения мешающих барьеров. Этот формат должен позволить услышать, как европейским так и местным чиновникам, о трудностях бизнеса из первых уст.

«Это большой комплекс вопросов, поэтому понадобилось столько времени и усилий обеих сторон для согласования всех параметров проекта. На сегодняшний день могу сказать, что все практически готово. Я оптимист и думаю, что уже в первом полугодии 2016 года запустим первое заседание совета, надеюсь это будет в Ташкенте. Мы стремимся приурочить его к серьезному мероприятию, например, встрече министров. Сейчас решается этот вопрос, обсуждает конкретный формат», — заключил Штерк.

Евросоюз призывает Узбекистан ускорить работу по подготовке к вступлению республики в ВТО. При этом ЕС понимает все возможные риски для национальной экономике и готов поддержать уязвимые сектора.

По мнению главы европейской делегации, вступление в ВТО является мощным стимулом для привлечения иностранных инвестиций в республику. Путем соответствия требованиям и критериям членства в ВТО государство гарантирует необходимую регуляторную систему, которая способна обеспечить достаточно серьезные гарантии для зарубежных вкладчиков. Это укрепит в стране благоприятный инвестиционный климат и соответствующую бизнес-среду.

«Да, процесс вступления в ВТО может быть связан с какими-то рисками для страны, в частности, уязвимых секторов экономики. Но в этом плане ЕС готов оказать содействие и помощь экспертов в оценке, насколько и какие именно сектора могут в первое время оказаться уязвимыми и менее конкурентоспособными, что, конечно, может привести к определенным неблагоприятным экономическим и социальным последствиям в стране», — сказал дипломат.

Есть переходные периоды, которые можно согласовать, и в их рамках государство поэтапно приступает к выполнению обязательств, предусматриваемых членством в международной организации. Как считает посол, эти периоды можно растянуть на достаточно продолжительный срок, для того чтобы страна могла принять необходимые меры для укрепления того или иного сектора.

По словам Ю. Штерка, в данный момент переговоры между сторонами по вступлению в ВТО не ведутся, однако интерес, заявленный со стороны Узбекистана, в перспективе стать членом ВТО, сохраняется.

«На данном этапе мы находимся еще в самой начальной фазе его продвижения», — отметил Штерк. Динамика решения вопросов вступления в ВТО, в основном, зависит от политической поли Узбекистана.

«Сейчас вполне закономерно то, что узбекская сторона проявляет озабоченность и внимание состоянию аграрного сектора. Мы не случайно оказываем содействие Узбекистану в развитии сельской местности с упором на сельское хозяйство», — заметил представитель ЕС.

Сотрудничество в культурно-образовательной сфере

В Узбекистане функционирует Национальный Офис глобальной программы ЕС «Erasmus+», нацеленной на поддержку образования, профессионального обучения, развития молодёжи и спорта. Результаты первого конкурса продемонстрировали интерес вузов республики к участию в новой программе. Всего по Центральной Азии отобрано 23 проекта, в 12-ти из которых будут участвовать вузы Узбекистана. Проектные команды из 27 высших учебных заведений, включая 13 вузов Ташкента и 14 вузов из 8 областей республики, будут задействованы в 8 региональных и 4 национальных проектах в сотрудничестве с 42 университетами из 14 стран-членов ЕС.

Осенью открылось новое направление сотрудничества с европейскими университетами. По итогам первого отбора проектов на кредитную мобильность из Узбекистана в Европу, предварительно, поедут 178 участников программы, из Евросоюза прибудут 69 преподавателей и докторантов. Общая сумма грантов на мобильность 247 человек – 952 тысяч евро. В 67 партнерствах будут задействованы 30 вузов республики и 28 университетов из 13 государств-членов ЕС. «В ближайшее время будут объявлены результаты второго раунда этого конкурса, а значит, вышеупомянутые цифры на 2016 год по обмену преподавателями и студентами увеличатся», — предупредил посол.

Продолжается реализация проектов Темпус, направленных на содействие в реализации правительственных решений по реформированию высшего образования, включая значительное улучшение материально-технической базы вузов. Ведётся разработка новых учебных программ, в основном для подготовки высококвалифицированных инженеров, по развитию докторской степени, аграрного менеджмента, улучшению преподавания иностранных языков, решению вопросов трудоустройства выпускников и развития инновационной деятельности.

Возобновлена Образовательная ярмарка Европейского Союза, в рамках неё прошла презентация стипендиальной программы Эразмус+ и программ стран-участниц Европейского Союза, а также проектов научно-технического сотрудничества между европейскими университетами и вузами Узбекистана.

 

Соглашение «О партнерстве и сотрудничестве», регулирующее двустороннее сотрудничество между Узбекистаном и ЕС, подписано во Флоренции в 1996 году. Делегация ЕС официально аккредитована 31 мая 2011 года, первый посол – бельгиец Норбер Жюстен — приступил к работе в январе 2012 года, в том же году его сменил уроженец Болгарии Юрий Штерк.

 

Подробнее: События и мероприятия 2015 года (сайт Делегации ЕС в Узбекистане); Евросоюз выделил Узбекистану 12 млн евро на водоснабжение и создает Совет по инвестициям и торговле (ИА Фергана); Глава Делегации ЕС в Узбекистане рассказал о результатах сотрудничества в 2015 году (UzReport); Европейский Союз намерен усилить сотрудничество с Узбекистаном («Новости Узбекистана»); ЕС выделил 12 млн евро на поддержку водоснабжения Узбекистана (Sputnik); ЕС к лету создаст с Узбекистаном совет по инвестициям и торговле (Sputnik); Евросоюз и Узбекистан ведут работу над созданием Совета по инвестициям (1news.uz); Штерк: ЕС готов содействовать Узбекистану в процессе вступления в ВТО (Sputnik); ЕС к лету создаст с Узбекистаном совет по инвестициям (Газета.uz).

Реклама

Что вы об этом думаете?

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s