Главная » законодательство » Ташкент — город хлебный?

Ташкент — город хлебный?

Статистика

  • 398,923 просмотров

Введите Ваш email, чтобы следить за блогом и получать обновления

Присоединиться к ещё 1 847 подписчикам

Правительство Узбекистана продолжает возводить административный забор между относительно благополучным столичным регионом и остальной территорией страны. Новым постановлением приезжие из областей фактически приравнены к иностранцам – теперь их временный учёт в Ташкенте и области будет осуществляться подразделениями ОВИРа не в уведомительном, а разрешительном порядке. Иногородним согражданам пока не требуются приглашения и въездные визы, но их уже могут признать персонами нон-грата в родной столице и депортировать по заключению инспектора ОВИРа. Кроме того, чтобы устроиться на временную «батрачку» в Ташкенте, провинциальный соотечественник должен получить специальное свидетельство — почти как патент для гастарбайтера в России.

tashkent police

Временный учёт приезжих ужесточён

В целях совершенствования учета по месту пребывания граждан Узбекистана в городе Ташкенте и Ташкентской области и упорядочения использования жилищного фонда, постановлением Кабинета министров от 26.02.2016 г. № 54 (обнародовано только 9 марта) внесены изменения и дополнения в Положение о порядке постоянной прописки и учета по месту пребывания граждан Республики Узбекистан в городе Ташкенте и Ташкентской области, утверждённое постановлением Кабмина от 16 февраля 2012 г. № 41.

Решением правительства функция по учету приезжих граждан Узбекистана по месту временного пребывания в Ташкенте и Ташкентской области передана от опорных пунктов милиции (ОПМ) отделам въезда-выезда и регистрации граждан (ОВВиОГ).

Отныне, помимо ранее предусмотренных документов, для получения учета в Ташкенте и Ташобласти гражданин в 5-дневный срок со дня прибытия должен представить в ОВВиОГ по месту своего временного пребывания копию нотариально удостоверенного договора аренды (найма, безвозмездного пользования) жилого помещения либо его части.

Если гражданин, обратившийся для получения учета, близкий родственник собственника (собственников) жилого помещения, то копия договора не требуется. В этом случае должны быть предоставлены документы, удостоверяющие степень родства гражданина и собственника (собственников) помещения.

Рассмотрение вопросов повторного оформления учета в течение года с момента оформления последнего учета производится ОВВиОГ по месту временного пребывания гражданина. Для этого гражданин за пятнадцать дней до истечения срока учета представляет в ОВВиОГ пакет документов.

После регистрации заявления, изучения и оформления документов ОВВиОГ в течение 15 дней принимает решение о разрешении или отказе в повторном оформлении учета. При положительном решении ОВВиОГ повторно выдает гражданину вкладыш, а при отрицательном – доводит это решение до заявителя и предупреждает его об обязанности выехать из Ташкента и Ташобласти в срок, устанавливаемый ОВД.

Основаниями для отказа в повторном оформлении учета в течение года с момента оформления последнего учета являются: систематическое совершение правонарушений во время пребывания по месту учета в городе Ташкенте или Ташкентской области; наличие сведений, что дальнейшее пребывание лица в городе Ташкенте или Ташкентской области создаст условие для нарушения общественного порядка; наличие недостоверных данных в документах.
В случае отказа в повторном получении учета инспектор ОВВиОГ составляет заключение, утверждаемое начальником ОВВиОГ, в котором должны быть указаны конкретные основания для отказа.

Отказ в повторном оформлении учета может быть обжалован в судебном порядке.

Инспектор ОВВиОГ после выдачи вкладыша заполняет листки прибытия об учете гражданина в Ташкенте и Ташобласти и в течение суток направляет их в адресно-справочное бюро ГУВД столицы.

ОВВиОГ после введения в компьютерную базу данных сведений об учете граждан передают их по ведомственной сети передачи данных в режиме реального времени в центральную базу данных Управления въезда-выезда и оформления гражданства (УВВиОГ) МВД.

УВВиОГ МВД ежемесячно направляет по ведомственной сети передачи данных списки (в электронном виде) граждан, поставленных на учет в городе Ташкенте и Ташкентской области, в соответствующие ОВВиОГ МВД Республики Каракалпакстан и УВД областей по месту их постоянного проживания для последующей передачи в территориальные подразделения профилактики правонарушений.

Учёт граждан Узбекистана, прибывших в гостиницы, лечебные учреждения, санатории, дома отдыха и другие аналогичные организации в Ташкенте и области, осуществляется по их прибытию администрацией этих учреждений. Ответственные лица также в течение суток направляют в адресно-справочное бюро ГУВД листки прибытия граждан, прибывших в данные организации.

Газета.uz напоминает, что учет приезжих граждан в столичном регионе производится на срок от пяти дней до шести месяцев (для прибывших на учебу в образовательные учреждения — на период учебы) без выписки из постоянного местожительства. Учет не является основанием для приобретения жилья, а также получения постоянной работы и социальных гарантий в Ташкенте и Ташкентской области. Гражданин, поставленный на учет, имеет право получить временную работу на период учета.

Подробнее: Временный учет приезжих в Ташкент теперь ведут ОВВиОГ (Газета.uz); Для учета в столице необходим договор аренды (Norma)

Удостоверение мардикора

Тем же постановлением правительства определено, что отныне для временного трудоустройства в Ташкенте и столичной области приезжие граждане обязаны получить соответствующее свидетельство в Центре обеспечения временной разовой работой при районном (городском) Центре содействия занятости министерства труда.

12

Граждане, прибывающие в Ташкент и Ташобласть из других регионов республики и нанимающиеся на временные разовые работы, должны представить вкладыш об учете по месту пребывания, поскольку срок действия свидетельства должен соответствовать сроку временного учета в Ташкенте и Ташкентской области, но не может превышать 6 месяцев.

Чтобы получить свидетельство гражданину нужно заполнить, как минимум, два документа: заявление, на которое нужно приклеить фотографию и указать паспортные данные, и анкету, где нужно ответить на ряд вопросов, включая когда и зачем он выезжал за рубеж.

3

Свидетельство выдается в течение двух рабочих дней после предоставления всех необходимых документов. Продлить свидетельство можно, подав новое заявление за пять дней до его окончания. Владелец свидетельства обязан носить его с паспортом.

Norma обращает внимание на то, что изменения распространяются только на лиц, занятых на временных разовых работах, и не относятся к гражданам, работающим на постоянной основе.

Подробнее: Приезжим будет выдаваться свидетельство на временную разовую работу (Norma); Минтруда уточнило порядок трудоустройства иногородних в Ташкенте и Ташкентской области (Anhor.uz)

«Пережиток советского тоталитарного режима»

Премьер-министр Ш. Мирзиёев, подписавший постановление, возложил контроль за его исполнением на министра внутренних дел А. Ахмедбаева и хокимов города Ташкента и Ташкентской области.

Независимые СМИ и общественность подчёркивают, что постановление правительства противоречит Конституции, Гражданскому кодексу и другим законам Узбекистана, ущемляет права и свободы граждан, создаёт условия для чиновничьего произвола и имеет высокий коррупционный риск.

ИА Фергана отмечает, что такого рода усиление контроля над внутренней миграцией нарушает статью 18 Конституции Узбекистана, которая гласит, что все граждане этой страны имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, то есть — независимо от местожительства и наличия прописки.

Согласно статье 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, который Узбекистан подписал в 1995 году, «каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства».

В 2005 году Комитет ООН по правам человека в своих заключительных выводах и рекомендациях по итогам рассмотрения доклада правительства Узбекистана о выполнении обязательств по Международному пакту указывал на необходимость отмены института прописки вообще — «это пережиток советского тоталитарного режима». Аналогичное заключение плюс рекомендация повторно высказывались и в 2010-м, и в 2013 годах, когда узбекская делегация ездила в Комитет ООН по правам человека с очередным докладом, но узбекская сторона, в свою очередь, заявила, что эта рекомендация не вписывается в рамки международных стандартов.

Издание «Настоящее Время», ссылаясь на мнение узбекских правозащитников, утверждает, что приезжие из областей часто становятся кормушкой для коррумпированных столичных милиционеров, которые беззастенчиво вымогают деньги у граждан.

Подробнее: Узбекистан: В Ташкенте ужесточили правила трудоустройства и регистрации для приезжих из регионов (Фергана); «Понаехало тут»: Ташкент негостеприимен к провинциалам (Настоящее Время)

«Зачем власть так ненавидит областных?»

Участники местных форумов выражают недоумение по поводу причин «такой ненависти к областным со стороны власти». Другой пользователь отмечает, что «не только к областным, но и к собственникам жилья», ущемляя их право частной собственности: «или мне жилье власть подарила?».

В одном из постов поднимается вопрос несоответствия нового постановления национальному законодательству: «Меня еще вот что волнует. Как быть с субъектами ст. 609 Гражданского кодекса (ст.609 Временные жильцы). То ли в ПКМ забыли про них (тогда здесь конфликт между ПКМ И ГК) и их права, закрепленные в КОДЕКСЕ (а он выше, чем ПКМ), то ли как обычно ПКМ прихлопнуло (как муху) эту статью Кодекса, что недопустимо (согласно Закона о нормативно-правовых актах). Т.е. эту статью должны были официально упразднить… (через закон «о внесении изменений…» и т.д.), так как например для Ташкента «временных жильцов» и их прав уже не существует (согласно ПКМ). Или это новая «дырка» в законе (точнее в ПКМ)».

Из сообщений на форуме: «Уже не знают, что придумать. То «временно приостанавливают» регистрацию на 3 месяца и без всяких нормативно-правовых актов (не государство, а кодляк). То Горхоким напридумывал зачем-то «домовые книги», издал вердикт, а на него УВД плювать хотело.

А теперь вот ПКМ. Я как собственник должен теперь у него спрашивать кому предоставить жилье, причем спрашивать не за бесплатно. И кормить нотариуса, который требует 1 ставку пошлины государству и две ставки — ему лично (за «услуги»). Теперь, чтоб разрешить племяннику-студенту (т.е. внуку моей тети из долины, которая меня в детстве носила на руках), пожить в моей пустой квартире — я должен бегать со справками и заключать с ним пусть «безвозмездный договор», тащить к нотариусу жену (за согласием), потом в ОВИР (где вечно бардак). А в случае досрочного его отъезда — опять платить за «расторжение».

ЗЫ. Раз уж невтерпеж, то хотя бы упростили (без очередей и лишних мздоимств) процедуру оформления договоров у нотариуса. Ведь «договор» — это не мое желание (мне он нафиг), а прихоть государства. Так пусть оно и платит за «оформление» и «услуги», и радуется тому, что я — законопослушный.

ЗЫЫ. Нотариальное заверение Договора безвозмездного пользования жилым помещением обходится (по опыту за 3-хкомн, дек. 2015) примерно 80-90 тыщ (при госпошлине 20-25 тыс!)»

После Ташкента хоть потоп?

Снижение мировых цен на сырьё, сокращение экспорта, отток трудовых мигрантов из России, резкое уменьшение денежных переводов из-за рубежа обнажили низкую эффективность социально-экономической политики правительства. Разрабатываемые в экстренном порядке меры по стимулированию деловой активности в среде малого и среднего бизнеса, разгосударствлению и приватизации госактивов с привлечением иностранных инвестиций в стратегические отрасли народного хозяйства, очевидно, не дают скорого и желаемого эффекта. Кажется, что правительство, наконец, ощутило тот дисбаланс в социально-экономическом развитии столичного региона и остальных областей страны. Отсюда реформы в структурах хокимиятов, призванные обеспечить комплексное развитие территорий.

В условиях практически полного отсутствия работы, наличных денег и социально-бытовой неустроенности, относительно благополучный Ташкент стал прибежищем для армии областных переселенцев и возвращающихся мигрантов. Более или менее нормальной жизни на всю республику не хватает, а содержание регионов за счет столицы доставляет головную боль, к примеру, в виде периодического обострения хронического дефицита бензина (в области бензин фактически не поставляется). Кроме того, активная центростремительная внутренняя миграция грозит серьезным осложнением криминогенной обстановки, а её бесконтрольность создаёт риски для общественной безопасности, что, видимо, особенно пугает власти накануне саммита глав государств ШОС в Ташкенте.

Конечно, логичнее было бы пойти дальше декларативных речевых конструкций и предпринять конкретные меры по либерализации предпринимательской среды, оживлению деловой активности, сокращению теневого сектора, но ведь привычнее запретить, ограничить и продавить. Скорее всего, через эту призму следует рассматривать ужесточение режима пребывания приезжих в Ташкенте и необходимости получения ими разрешений на осуществление временной трудовой деятельности. По сути они являются продолжением необъявленного комендантского часа, двухэтапных рейдов по квартирам, кампании по борьбе с нелегальными таксистами, запретов на временную прописку и других попыток властей выдавить приезжих обратно в областные гетто.

Реклама

Что вы об этом думаете?

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s