Главная » видео » Есть ли светская альтернатива консервации узбекского общества?

Есть ли светская альтернатива консервации узбекского общества?

Статистика

  • 407,355 просмотров

Введите Ваш email, чтобы следить за блогом и получать обновления

Присоединиться к ещё 1 847 подписчикам

В узбекском обществе существует сильнейший запрос на консервативную, в определенной степени, антизападную политику и, если государство не будет его удовлетворять, то это сделают религиозные радикалы/фундаменталисты, — считает координатор проектов Центра экономических исследований Бахтиёр Эргашев. По его мнению, другой альтернативы нет, а значит власти Узбекистана продолжат этот курс, нравится это кому-либо или нет.

7

В заметке «Запрос на консервативную идеологию», опубликованной в блоге журнала «Экономическое обозрение», ведущий ученый-аналитик пересказывает суть спора, возникшего между ним и коллегой, считающим, что «развернувшаяся последний год в стране борьба с разными певичками, лишение их лицензий на певческую деятельность по обвинениям в нарушении национальных традиций, претензии к их слишком открытым платьям и т.д. — это «патриархальщина», удушение свободы творчества и т.д. Что сейчас это возврат к архаике и этому надо противостоять».

Б. Эргашев называет оппонента «умным либералом», потому что тот читал хотя бы Локка и может внятно сформулировать претензию, так как остальные «наши «либералы» страдают тем, что зачастую у них одни эмоции: о том какой у нас плохой режим и все что ни делается им, всё неправильно, потому что противоречит западным рецептам».

Свою точку зрения автор заметки объясняет так:

«1. Я во многом не согласен с тем КАК это было сделано/делается. Но в принципе, понимаю, ПОЧЕМУ это делается.

2. Проблема большинства наших либералов в том, что они не знают того Узбекистана, который расположен за пределами ташкентской кольцевой автодороги. Который живет своей жизнью, отличной от жизни узкого слоя (он действительно очень узкий) вестернизированных жителей Ташкента. Слой ташкентских креаклов — он узок, оторван от реального Узбекистана.

3. Для подавляющего большинства населения страны (прежде всего сельского, которое до сих пор составляет половину населения) идеи сильного государства потому и являются приемлемыми, что его сознанию исторически присущи идеи этатизма, традиционности, ценностей патриархальной семьи и религии. Кстати, это составляет проблему и для салафитов, которые уперлись в стену традиционного среднеазиатского ислама и не смогли найти последователей, готовых «очищать» традиционный ислам, в достаточном количестве.

4. Мои встречи и разговоры с людьми все эти годы, во всех областях (куда я выезжаю в рамках моих исследований) приводили к одному выводу — наше общество традиционно, патриархально (особенно сельское) и в нем существует сильнейший запрос на консервативную идеологию. А политический консерватизм это идеи: i) сильного государства; ii) сохранения института традиционной семьи; iii) сохранения традиционной религии; iv) примат общественного над индивидуальным».

Далее Б. Эргашев приводит два примера из «великого множества» набравшихся за последние 20 лет:

В 2004 году в одном из райцентров Андижанской области председатель махаллинского комитета сказал: «Наше телевидение испортилось. Фильмы — сплошь зарубежные, клипы всякие непотребные, с голыми девками. Наши артистки испортились. «Юлдуз Усманова кизларимизни бузди» («Юлдуз Усманова испортила наших девочек»). Куда смотрит наше руководство? Почему не наведут порядок? Мы не одобряем это и с этим нужно бороться. Почему наши руководители в Ташкенте не обращают на это внимания?!». Затем больше 5 часов его слова обсуждали присутствовавшие при этом «человек 30 мужчин, разного возраста и профессий (фермеры, директор соседней школы, активисты махаллинские, два учителя школьных, несколько молодых предпринимателей и т.д.)», то есть «люди, которых принято называть «лидерами общественного мнения» на местном уровне. Они не только выражают, они во многом и формируют это самое общественное мнение».

В июне 2010 года в «совсем другом регионе страны» — Кашкадарьинской области сорокапятилетний «крупный, успешный и очень авторитетный фермер в Яккабадском (*прим. возможно имеется ввиду Яккабагский) районе часа три говорил о том, что люди недовольны тем, что творится на ТВ. Недовольны тем валом западного кино и музыки, которое заполонило наши экраны. Что нужно срочно что то делать с нашими певичками, которые разрушают наши моральные устои. И что правительство упустило этот вопрос. И нужны серьезные меры».

Присоединившиеся к разговору первый заместитель хокима района, директриса местной школы, несколько сотрудников районного хокимията и несколько председателей махаллинских сходов граждан были согласны с жесткими высказываниями и оценками этого «лидера общественного мнения».

Маленьким штрихом к характеристике традиционности узбекского общества, по мнению Б. Эргашева, является то, что 90% замужних учительниц сельских школ ходит в школу в платках, в том числе директрисы. Без платков ходят только молодые, незамужние учительницы.

Т.е. в обществе (м.б. за исключением узкого слоя ташкентских представителей а-ля «креативного класса») существует сильнейший запрос на консервативную политику, — подытоживает свои наблюдения автор. — И я исхожу из того, что этот общественный запрос на консервативную, определенной степени, антивестернистскую политику – он будет удовлетворен.

И ответов на этот запрос может быть только два: или это сделает государство в своей политике или религиозные радикалы/фундаменталисты, — продолжает Б. Эргашев. — И я думаю, что все эти стоны и причитания либералов по поводу консервативного крена в политике государства должны основываться на анализе того, а какова альтернатива? Альтернатива, которую предлагают религиозные радикалы? Но сторонников данного варианта, даже среди радикал-либералов нет.

А значит — запрос на консервативную политику будет реализовывать государство. Нравится это кому-либо или нет, — заключает ведущий аналитик Центра экономических исследований.

Подробнее: Запрос на консервативную идеологию (Review.uz)

 

Несколько реплик по теме, поднятой экспертом:

Во-первых, не совсем понятно, кто такие «наши либералы», и чем они успели заслужить столько презрения. Ну уж вряд ли члены Либерально-демократической партии Узбекистана, имеющей большинство в парламенте и своего лидера во главе правительства страны:))) Нет, скорее всего, это правильные либералы, а критика адресована неправильным либералам в кавычках, которые «на одних эмоциях твердят о том, какой у нас плохой режим и все что ни делается им, всё неправильно, потому что противоречит западным рецептам».

А что есть такие в Узбекистане? И что — даже не прячутся? Вот охамели 🙂

Во-вторых, хотелось бы уточнить, на каком канале узбекского телевидения можно посмотреть клипы «всякие непотребные, с голыми девками» и «певичек, которые разрушают моральные устои»? Где на УзТВ вал западного кино и музыки?

Узбекское телевидение не транслирует ни один зарубежный канал и для того, чтобы смотреть хотя бы российское телевидение (список каналов жёстко регламентирован государством, реклама в большинстве вырезается), нужно подключать кабельное или приобретать приставки. А уж для просмотра западных каналов – только индивидуальные параболические антенны или с интернета. Может, сельчане себе параболы поставили, смотрят и возмущаются – такой народный мазохизм?! Ну тут ничего не поделаешь – боишься за свои моральные устои, так не смотри.

Хотя можно, конечно, запретить на государственном уровне параболы, кабельное, интернет и вообще всю музыку, кроме гимна и Озодбека Назарбекова. Если есть такой общественный запрос, то власть в Узбекистане обязана его исполнять, иначе ваххабиты обязательно голову поднимут? 🙂

В-третьих, чтобы возмутиться платьем «певички» или её подразумевающимся бюстом, нужно купить билет на её концерт или зайти в частный аккаунт в социальной сети. Тоже, знаете ли, такая забава – купить билет, возмутиться и накатать жалобу в «Узбекнаво» или круглыми сутками пастись в инстаграммах, возмущаться, проклинать, материть, угрожать, но не отписываться.

Ну есть такой общественный запрос обматерить публичного человека, пусть народ забавляется, артистке, похоже, тоже приятно такое внимание! 🙂

В-четвёртых, поговори с любым сельчанином, да даже жителем областного центра – есть острый запрос на трудоустройство и наличку, чтоб покупать продукты дешевле с рынков, газ и электричество — зимой, солярку и бензин – круглогодично, а еще, чтобы у учителей в школе с зарплаты на лотереи и подписку не удерживали, от хлопка откупаться не заставляли, зарплаты и пенсии месяцами не задерживали, чтобы в торговых точках не различались цены при оплате по «пластику».

Ташкентская область, фото UzMetronom

Ташкентская область, фото UzMetronom

Еще много недовольства из-за отечественных авто, которые за наличные доллары при том, что легально их нигде не купишь, да еще и ждёшь своей очереди годами, а там раз и повышение сразу на 40% при том что официальная инфляция – 6%, приходится «шапку» платить в автосалоне.

фото Наталии Шулепиной

фото Наталии Шулепиной

Вот бы одновременно с мощным запросом на консервативную идеологию правительство и этими вопросами вплотную занялось, а то ведь неровен час враги воспользуются :-).

Бюджетники на автобусах отправляются на сельхозработы. Фото ПАУ

Бюджетники на автобусах отправляются на сельхозработы. Фото ПАУ

А если серьёзно, то спасибо Бахтиёру Эргашеву и его либеральному коллеге за то, что подняли важный вопрос, который гораздо шире, чем эстрадная лицензия: он об отношениях власть-общество, об общественном настроении, об идеологическом вакууме, о приоритетах и эффективности государственной политики в этой сфере,  в конечном итоге, об историческом выборе и судьбе нации.

Есть показательный пример – корейцы: один народ, проживающий в двух соседних государствах, южане пошли по пути интеграции в мировое сообщество и либерализации общественной жизни с сохранением традиции и устоев, северяне – по пути самоизоляции, запретов и примата идеологии над экономикой. И это не особенности национального менталитета, а навязанный массам выбор элит.

Какой выбор сегодня делают новые узбекские элиты? Западно-либеральный для себя и своих детей, консервативно-запретительный – для остального населения.

Эти размышления никак не адресованы эксперту, в профессионализме и патриотизме которого нет никаких сомнений. Если бы все рекомендации находили поддержку на уровне правительства…

Представляется, что опасность разрушения традиционных связей и морально-нравственных устоев возникла как побочный эффект трудовой миграции миллионов сельчан. И уж, конечно не Юлдуз Усманова виновата в том, что тысячи узбечек на протяжении полутора десятка лет держат рынок «секс-услуг» в ОАЭ, Турции и Таиланде. Рожают и продают новорожденных в России и Казахстане.

Хотя, нужно отдать должное, сам тезис о том, будто власть в Узбекистане зависит от общества и его запросов и что вся политика правительства —  есть не что иное, как стремление соответствовать общественному договору — красив и, должно быть, производит впечатление на иностранцев. Но, увы, не соответствует действительности.

Очевидно, что консервация общественной жизни – это целенаправленная политика властей, насаждаемая в массы и всячески поощряемая.

Идеологической обработкой населения занимаются кормящиеся из бюджета Комитет женщин во главе с вице-премьером, министерство культуры и «Узбекнаво», республиканский центр пропаганды духовности, научно-практический центр духовности и просвещения, фонды «Махалля» и «Нуроний», молодёжное движение «Камолот», общественный фонд по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе, проректоры по духовности в каждом вузе, а также целая армия председателей махаллинских комитетов, их секретарей и махаллинских консультантов по вопросам религиозного просвещения и духовно-нравственного воспитания.

Наряду с ними все узбекские СМИ, в том числе телевидение, имеющее специализированные телеканалы «Маънавият ва маърифат» («Духовность и просвещение»), «Оилавий» («Семейный»), «Махалля», «Наво» (для традиционной национальной музыки). Печатный орган Комитета женщин еженедельник «Оила даврасида», как в поговорке про тюбетейку и голову, уже добрался до сказок типа «Колобок» и «Дюймовочка», а также надписях на футболках, которые не отвечают национальному менталитету.

И речь не о том, что не нужно защищать национальные устои и традиционные ценности, а о том, что запретить и противопоставить — самый легкий, но не эффективный путь. За важным раздуванием щёк и спекуляциями на тему неизбежного экстремизма ответственные структуры забыли о функциях просвещения и воспитания навыков критического мышления. Государство всё-таки должно подтягивать население до какого-то уровня просвещения, а не уравнивать всех по «плинтусу». И это и есть та самая альтернатива и формализму государственных органов, и религиозному фундаментализму. А сегодня получается только хуже из-за того, что власти говорят одно, а делают обратное:

Отозвали лицензию без видимых оснований – негодуют «либералы», через месяц вернули без таких же видимых оснований – критикуют «консерваторы». Что в сухом остатке? Подрыв авторитета государства.

Чиновничья ложь и лицемерие значительно опаснее открытого платья или чьей-то личной задницы на частном видео. Но этих примеров сегодня так много, что в Кашкадарью ехать не нужно:

говорит ЦБ, что принудительный перевод на пластик незаконен, но население-то в курсе, как заявления пенсионеров повсеместно фальсифицировались;

декларирует «Узбекнефтегаз» отсутствие проблем с бензином – все водители Узбекистана в километровых очередях усмехаются;

— то же самое с конверсионными картами, льготными банковскими кредитами для молодых семей и выпускников колледжей – законы/постановления есть, но попробуй получи без блата!

госкомприроды и хокимият утверждают, что вырубаются только больные и заражённые деревья, но ведь вся республика знает, как на самом деле.

А про то, что государство трудоустраивает 100% выпускников колледжей, которым не выдают диплом на руки пока они не принесут бумажку с работы, и бегает молодежь по фирмам за фиктивными справками, а потом правительство отчитывается о сотнях тысяч новых рабочих мест…

Сплошной идеологический подрыв получается. Потому про общественный запрос, с которым власти будто должны считаться, — это не совсем про Узбекистан.

Ещё такой момент. Подскажите, кто знает, есть ли сегодня в Узбекистане общественный авторитет, то есть человек, не работающий в госструктурах, а так сказать мораль и совесть нации? Раньше таким лидером несомненно был шейх Мухаммад Садык, а сегодня?

Судя по электронным узбекским СМИ (например, Кун.уз, Дарё.уз, Калампир.уз и пр.), это глава … Чечни. Не совсем понятно, что это — госзаказ, выбор самих изданий или стремление редакций соответствовать общественным запросам? Но так или иначе, сегодня это, пожалуй, самая популярная персона в УзNET:

 

daryo.uz

скриншот с сайта daryo.uz

 

kun.uz

скриншот с сайта kun.uz

 

Что касается упомянутого Джона Локка, то он считал, что государство создано в результате общественного договора для гарантии естественного права, мира и безопасности, оно не должно посягать на жизнь, свободу, имущество и на закон.

Так по какому закону эстрадных артистов лишают лицензии? Может, для начала принять закон о национальном менталитете и защите патриархальных ценностей, одновременно отменить Конституцию, где естественные права гарантируются каждому гражданину, вне зависимости от его оценок со стороны «лидеров общественного мнения» ?!

Если уж совсем начистоту, то сложно отделаться от мысли, что вся эта возня вокруг узбекского шоу-бизнеса, валентинов-хеллоуинов и прочей нечисти, а также «микротеракты» — есть ни что иное, как переключение внимания с действительно актуальных для общества социально-экономических вопросов.

А Вы что думаете по этому поводу?

 

Еще видео:

Ссылки по теме:

Демократия — это вам не трали-вали

Комитет женщин Узбекистана на страже духовности

Пресса под прессом менталитета

Шоу-бизнес строгого режима

Инстаграм, не соответствующий национальному менталитету

«Прикрытый зад соломинка не видит…»

«Да пусть хоть людей давят, лишь бы сердечки не развешивали»

Мобильник и косметичка как предпосылки для правонарушения

Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью?

Общество и власть (обзор СМИ за 15-21 февраля)

Vox populi о ШОС, GM-Uzbekistan и черном рынке

Узбекский центробанк троллит

«Да шоб мы так жили!»

Узбекистан: рейтинги и реальность

Об экономике, бизнесе, зарплатах и идеологии

Ах, эта свадьба, свадьба

О политике кройки и шитья

Реклама

1 комментарий

  1. Рома:

    Мда, хорошо сказано

    Нравится

Что вы об этом думаете?

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s