Главная » мнение » Форменное козлодрание

Форменное козлодрание

Статистика

  • 407,355 просмотров

Введите Ваш email, чтобы следить за блогом и получать обновления

Присоединиться к ещё 1 847 подписчикам

Ситуация на авторынке и «черный» курс доллара, пожалуй, самые популярные темы у узбекистанцев. В мае интерес к ним подогревался многочисленными публикациями не только в зарубежных, но и в местных СМИ, которые вдруг перестали бояться писать на тему коррупции в автопроме – отрасли, которую руководство страны с особой гордостью приводит в качестве примера узбекского «экономического чуда».

kozel_patrul

Никакой официальной информации на этот счет, как обычно, не было. Зато иностранная пресса поражала подробностями об арестах, конфискациях, изобличенных схемах, даже о задержании в аэропорту при попытке бегства курирующего вице-премьера, изъятии у него дипломатического паспорта и заключении под домашний арест. Оттуда эти новости заимствовались санкционированными отечественными электронными изданиями, порождая длинные треды комментариев.

Преобладающая часть пользователей соцсетей, конечно, с воодушевлением и злорадством воспринимали сообщения о чистках в ненавистном, но вынужденно востребованном автомонополисте. «Сажать! Сажать больше! Сажать всех!», — призывали узбекские юзеры.

Тут еще внезапно и без видимых причин на черном рынке обвалился курс доллара: скупать у населения «зелень» вдруг стали не за 6300, а за 5500 сум за одного «убитого енота». Кинулись было юзеры менять отечественные фантики на СКВ по выгодному курсу, но тут выяснилось, что на продажу «гринов» нет, а если и есть, то по тому же курсу 6100-6300. Но даже эту спекулятивную игру на искусственное понижение с целью ограбления населения и обогащения воротил теневого рынка жители связали с «чистками» в автопроме, а потому поняли и простили.

kaptiva_tsel«Всё к лучшему», — решили узбекистанцы. «Зато скоро автокредиты откроются, машины начнут продавать не за доллары, а за сумы, цены упадут, «шапки» отменят, всех за все накажут и всем от этого станет лучше!».

kaptiva

Стоит упомянуть редкую по концентрации горькой правды публикацию в российском Sputnik «Пять причин недолюбливать узбекский автопром», которую перепечатали ряд местных изданий:

Издание обращает внимание на то, что та быстрота, с которой жители Узбекистана поверили в слухи об аресте гендиректора GM Uzbekistan Тохиржона Джалилова, а также об отстранении от должности вице-премьера Улугбека Рузикулова, ярко отражает общественный негатив по отношению к «флагману» Узавтосаноат.

gmСреди основных причин того, что узбекистанцы не только не удивились «посадкам» руководителей отечественного автопрома, но и призывают проводить их еще более активно, корреспонденты Sputnik выделяют следующие:

Во-первых, разница в цене на автомобили отечественной сборки на внутреннем и внешнем рынках.

Например, в Москве Gentra можно приобрести за 439 тысяч рублей (примерно $6753), Nexia — за 379 тысяч рублей (ок. $5830). В самом Узбекистане цены на порядок выше — Nexia стоит от $6600 до $7780, а Gentra от $9700 до $12600, — утверждается в материале. К тому же в России, в отличие от Узбекистана, действует эффективная система автокредитования и существенных скидок.

gm1

Если принимать во внимание, что экспортные цены включают значительные транспортные расходы, то ситуация выглядит еще более парадоксально.

Во-вторых, продажа отечественных автомобилей гражданам Узбекистана не за национальную валюту, а за доллары США. «Хотите авто, гоните (наличные!) доллары. И этой ситуации уже больше 10 лет», — справедливо замечает автор.

«Как сообщил представитель одного из автосалонов, в компании есть план по добору валюты, которую не смогли привлечь за счет продаж авто за границей, это что-то около 50 миллионов долларов. Когда этот рубеж будет пройден, тогда возможно и снова откроются продажи сумовых позиций автомобилей, а пока — ищите доллары».

Но и это еще не отражает всю абсурдность ситуации: по действующему законодательству банкам Узбекистана запрещена продажа наличной валюты. Они могут конвертировать валюту гражданам только на специальные конверсионные карты и то максимум до двух тысяч долларов в квартал (вопрос о том, насколько реально добиться этого в действительности, заслуживает описания в отдельной трилогии «Хождения по мукам» и пера известного классика). Однако эти карты нельзя использовать при покупке автомобилей, они предназначены исключительно для приобретения авиабилетов или для использования за границей.

oq_qora

Получается, что государство неприкрыто выталкивает своих граждан на нелегальный «черный» валютный рынок, где доллары обмениваются по курсу более, чем в два раза превышающему официально установленный Центробанком. В этом плане Узбекистан является уникальным государством, где почти всё взрослое население совершало преступление, ибо по уголовному кодексу незаконное приобретение гражданами валютных ценностей карается наказанием до 3 лет лишения свободы.

В-третьих, сроки доставки автомобилей после оплаты 85% их стоимости могут без ущерба для монополиста растягиваться на годы. Причем регулярное повышение цен вынуждает горе-приобретателя доплачивать за не поставленный в договорной срок товар. Отказаться просто невозможно, иначе ждать возврата внесенных наличных денег неопределенно долго, в безналичной форме на карточку, и по … курсу ЦБ.

aktsiya

Несмотря на то, что заводские склады забиты готовой продукцией, продажа автомобилей в отечественных автосалонах открывается лишь несколько раз в год. В это время дилерские пункты практически штурмуются толпами желающих. Естественно, контракты заканчиваются в считанные дни. На постсоветском пространстве Узбекистан, пожалуй, единственная страна, где на авторынке актуально понятие «шапки» — по сути взятки сначала за попадание в очередь, потом за сокращение срока поставки автомобиля.

shapka

И здесь важно понимать, что срок поставки для Узбекистана с его волатильностью цен крайне важен. При покупке в местном автосалоне клиент подписывает контракт, по которому соглашается доплатить любую сумму при повышении стоимости автомобиля. Правда, непонятно с какой стати он должен это делать — ведь это проблема завода, а не покупателя. «Но это Узбекистан, детка, не хочешь — не покупай», — примерно так отвечают местные дилеры покупателям, уверенные в том, что им некуда деваться, — пишет корреспондент.

И это действительно правда. Импортные авто при ввозе в страну облагаются такими сборами и пошлинами, что они становятся просто неконкурентоспособными, — абсолютно справедливо замечает автор статьи.

gm2В-четвертых, потребитель совершенно лишен права выбора – он покупает не то, что пожелает в плане комплектации и цвета, а то, что ему навязывается продавцом. Вернуть некондиционное авто теоретически возможно, но после стольких мытарств при его покупке и будущих проблем при возвращении денег, фактически нереально.

И, наконец, в-пятых, уникальная система оплаты автомобилей.

«Сначала вы с большим трудом и переплатами добываете на черном рынке валюту, затем отправляетесь в банк, где вам открывают специальную пластиковую карточку, за которую вы заплатите порядка 30 долларов. Затем вы сдаете наличные доллары в банк, который перечисляет эту сумму на вашу карточку. При этом, вы купите доллары на черном рынке примерно за 5500-5600 сумов за 1 доллар (здесь автор лукавит – курс приобретения американской валюты не опускался ниже 6100 сумов за $1), а сдаете в банк по государственному курсу примерно за 2920 сумов за 1 долларов. Весело, правда?

После получения карты вы едете в автосалон, где с нее снимают деньги и вручают вам долгожданный контракт. При этом, отработанная пластиковая карта, необходимая только для проведения этого разового платежа, больше ни на что не пригодна, можете смело выкинуть свои 30 долларов в мусорную корзину».

Материал заканчивается риторическим вопросом к отечественному автопроизводителю: «неужели, господа, вам не стыдно, что узбекские авто стоят намного дороже у себя на родине, и дешевле в других странах?».

Узбекские чиновники могли бы ответить на наивный возглас автора цитатой из рекламы на российском TV: «Стыдно, но очень вкусно!».

Скептики Узнета, не испытывающие эйфорию от ожидаемых перемен к лучшему, замечают, что посадки «козлов отпущения» из GMUz, на аппетиты истинных кукловодов узбекской коррупции никак не влияют.

По их версии, возня вокруг отечественного автопрома вдруг возникла из-за несовпадения показателей экспорта, подрисованных узбекским правительством, с данными российской стороны, что вскрылось во время переговоров двух президентов. Всё остальное – попытка сохранить статус кво, свалив всю вину на второстепенных исполнителей. Учитывая, что даже курирующий вице-премьер усидел на должности, ситуацию, видимо, удалось спустить на тормозах без больших потерь, а настоящим создателям и бенефициарам оргпреступных схем не пришлось даже как следует испугаться.

Крамольные узбекские тролли убеждены в том, что доллары узбекистанцев от реализации авто, как выводились в офшоры через некую фирму, монополизировавшую импорт комплектующих и запчастей для автосборочного предприятия, так и будут перегоняться дальше. Потому как вся соль не в автопроме, а в системе обдирания населения, терпеливо и молча подстраивающегося под любой чиновный беспредел.

Короче, форменное «козлодрание», а не борьба с коррупцией.

 

Иллюстрации — troll.uz

Реклама

Что вы об этом думаете?

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s