Главная » законодательство » Хлопковое шило на плодоовощное мыло?

Хлопковое шило на плодоовощное мыло?

Статистика

  • 406,937 просмотров

Введите Ваш email, чтобы следить за блогом и получать обновления

Присоединиться к ещё 1 847 подписчикам

Узбекские пользователи соцсетей довольно скептично и пессимистично отреагировали на сообщения в местных и российских СМИ об открывшейся сегодня в Ташкенте международной плодоовощной ярмарке. Выступивший перед тремя сотнями представителей из 27 стран премьер-министр Шавкат Мирзиеев привычно оперировал сложно проверяемыми цифрами о разах, процентах и тоннах. Самозабвенно хвалил собственное правительство за двукратное сокращение посевов хлопка и говорил о необходимости избежать посредников при экспорте узбекских овощей и фруктов на зарубежные рынки.

премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзиеев на открытии международной плодоовощной ярмарки

© Sputnik/ Алексей Никольский

«За годы независимости в Узбекистане в два раза были сокращены площади под посевы хлопчатника, — отметил Шавкат Мирзиёев, — освободившиеся площади отданы под производство продовольственных культур. В результате проведенных на селе реформ многие регионы страны стали известными производителями востребованных на мировом рынке фруктов и овощей».

По словам премьер-министра, за минувшие годы производство овощей в Узбекистане выросло более чем в 8 раз, фруктов — в 5 раз, бахчевых — в 8 раз, винограда — в 9 раз. В настоящее время в стране ежегодно производится более 16 миллионов тонн плодоовощной продукции, а к 2020 году планируется увеличение производства не менее чем в два раза.

«Одна из целей проводимой нами ярмарки — ликвидировать цепочку посредников, что позволит нам повысить прозрачность и существенно увеличить объемы экспортных поставок на такие традиционные рынки, как Россия, страны СНГ, Европа», — заявил Мирзиеев.

Премьер-министр напомнил, что в апреле в республике создана внешнеторговая компания «Узагроэкспорт», мощности которой позволят экспортировать до 3 миллионов тонн плодоовощной продукции в год.

выступление премьер-министра Шавката Мирзиеева на первой международной плодоовощной ярмарке в Ташкенте

Фото А.Ильясова/ИА «Жахон»

Обсуждая новую ярмарку, пользователи соцсетей проводят аналогию с ежегодно проводимой узбекской хлопковой биржей. Вся страна сеет и собирает хлопок, государство скупает его у фермеров-производителей по фиксированным и чрезвычайно заниженным ценам, да еще и в сумах. Валютный доход от экспорта «белого золота» проходит через внешнеторговые компании, в которых государство имеет лишь контрольный пакет, а значительная часть дивидендов распределяется среди мало кому известных миноритарных держателей.

Система плодоовощного экспорта один в один повторяет этот механизм и монополизирована псевдогосударственными структурами, которые также непосредственно по должности курируются премьером. Перечень допущенных компаний и фирм утверждается в правительстве, которое, помимо всего прочего, решает кому можно использовать отгрузку по железной дороге, остальные будут вынуждены использовать более затратный авиа- и автомобильный транспорт.

Кроме того, за несколько дней до открытия ярмарки правительство повысило для сельхозэкспортеров норму обязательной продажи валютной выручки вдвое с 25% до 50%. Понятно, что в таких условиях фермерам-производителям продажа своей продукции на зарубежных рынках становится недоступной и им придется сдавать ее по диктуемым ценам.

На фоне заявлений правительства Узбекистана о либерализации предпринимательской деятельности и поддержке экспортоориентированных производств, сельскохозяйственный сектор страны страдает от чрезмерного администрирования со стороны государства и попыток чиновников взять под контроль все экспортные потоки. Бюрократизация процедур и частое изменение регламентирующих норм приводят к высоким коррупционным издержкам. Узбекское правительство ежегодно в разгар сезона фруктов и овощей придумывает официальные и негласные ограничения на экспорт. Прошлый год также не стал исключением. Излишне говорить, что последние два постановления Кабмина просто хрестоматийный пример коррупциогенных нормативных актов.

Об этом подробнее: «Здесь вам не равнина, здесь климат иной» (Хроники Узбекистана)

Таким образом, так же, как и с хлопком, у фермеров не будет заинтересованности в повышении производительности своего труда, повышении конкурентоспособности своей продукции. А это значит, что работники бюджетных организаций и бизнес, помимо трудовой повинности на хлопковых полях, будут призываться на борьбу с урожаем плодоовощей. Получается, что традиционное для узбеков хлопковое шило частично заменяется на плодоовощное мыло?

«Монополизировать экспорт сельхозпродукции и отдать его в руки частно-государственного монстра? Как с хлопком? И что будет? Голод? Голодомор? Не избавляться от посредников надо, а повышать конкуренцию среди посредников, развивать интернет-торговлю, логистику. Везде нужна здоровая конкуренция«, — пишет один из пользователей.

«Уберите все запреты на экспорт и дайте гарантии не трогать их хотя бы 8-10 лет. 1000% что экономика восстановится и черный курс доллара сравняется с государственным. Возникает только один вопрос: хотите ли вы этого?», — считает другой комментатор.

За 25 лет постсоветского развития Узбекистан не сильно преуспел в достижении продекларированного в своей Конституции курса на строительство рыночной экономики. «Узбекская модель», о которой так много и пафосно говорят власти бывшей союзной республики, мало чем отличается от государственно-планового хозяйствования. В 1992 году в книге «Узбекистан: свой путь обновления и прогресса» Ислам Каримов сформулировал пять принципов перехода к рынку:

  1. Деидеологизация экономики и ее приоритет над политикой
  2. Государство – главный инициатор и проводник экономических реформ
  3. Верховенство закона во всех сферах
  4. Реализация сильной социальной политики
  5. Эволюционный путь развития и отказ от шоковой терапии.

Трудно оспаривать значимость и обоснованность этих принципов для первых лет, однако период, обозначенный как переходный на пути к рынку, растянулся на четверть века. Строго говоря, все эти принципы так и остались нереализованными.

Государственная цензура и диктат, монополизация и убитая в зародыше конкурентная среда, беззащитность инвестиций и частной собственности, заадминистрированный банковский сектор и залицензированность практически всех видов предпринимательской деятельности, невозможность распоряжения своими средствами и отсутствие конвертации, высокая бюджетная нагрузка на содержание репрессивного аппарата и непрозрачность государственных расходов, бюрократия и коррупция, перебои в энергетической сфере и безработица и т.д. и т.п. Эти и другие особенности «узбекского экономического чуда» действительно позволили избежать шоковой терапии, но сделали невозможным тот самый эволюционный путь развития, если делать акцент на последнем слове. Все-таки под развитием подразумевалось какое-то прогрессивное движение, а не постепенную модернизацию государственно-плановой экономики. Планировалось всё же сломать старый дом после строительства нового, а мы за 25 лет только и делаем что подбеливаем, да переделываем прежнюю коммуналку.

Оттого-то жители Узбекистана с тревогой ожидают результатов первой плодоовощной ярмарки. Они опасаются, что если экспорт вдруг не заладится, то родное правительство не постесняется дорисовать его за счет внутреннего рынка. Тогда помидоры и арбузы, также как отечественные автомобили и авиабилеты, резиденты страны будут вынуждены покупать за доллары.

Смутные подозрения в провале мероприятия навевают ярмарочные фоторепортажи в местных СМИ, где не видно ни одного человека, внешне напоминающего иностранного посетителя, только кучкующиеся сотрудники милиции и скучающие волонтеры, привлеченные областными хокимиятами.

yarmarka1

Фото — UzDaily.uz

yarmarka2.jpg

Фото — «Газета.uz»

yarmarka4.jpg

yarmarka3.jpg

yarmarka01

Реклама

2 комментария

  1. […] ярмарка обозначена как Первая, летом ее участники уже собирались в ташкентском «Узэкспоцентре» в тестовом режиме. По […]

    Нравится

Что вы об этом думаете?

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s