Главная » мнение » О проблемах развития туризма в Узбекистане

О проблемах развития туризма в Узбекистане

Статистика

  • 395,782 просмотров

Введите Ваш email, чтобы следить за блогом и получать обновления

Присоединиться к ещё 1 847 подписчикам

Никакой ВВП так наглядно не характеризует светлое настоящее государства и предполагаемую великость его будущего, как туризм. Немного цифр. По данным Википедии, в 2005 году количество туристов, посетивших Узбекистан, составило 240 тысяч человек. Девять лет спустя, в 2014 году республика приняла 155,9 тысяч туристов, сообщал Interfax.

Много это или мало для страны, занимающей девятое место в мире по количеству исторических и архитектурных памятников? Для сравнения, в 2005 году Disneyland Paris посетили 12,3 млн. человек. В 2014 году Лувр продал 9,3 млн. билетов, а Кыргызстан в том же году обслужил 4 млн. туристов…

Фото - pacifisttt.livejournal.com

Фото — pacifisttt.livejournal.com

Агентство Sputnik приводило другие данные: в 2014 году Узбекистан посетили 1,938 миллиона иностранцев (возможно речь идет о визитах не только в туристических целях), что на 4,5% меньше, чем в 2013 году (2,028 миллиона). Турпоток из РФ фиксируется на крайне низком уровне. Так, по данным Ростуризма, в прошлом году в стране побывали 127 тысяч россиян.

И это все статистические данные по Узбекистану, что мы сумели выудить из всемирной паутины. Оказалось, что уровень засекреченности сферы туризма в республике очень высок. В сети полно информации о состоянии этой сферы в соседних государствах региона, но Узбекистан продолжает оставаться Terra incognita. Объяснение этому очень простое — правительство страны привыкло фальсифицировать статистику так, чтобы каждый последующий год был успешнее предыдущего. И часто путается, что, конечно, становится предметом издёвок в зарубежных СМИ. В связи с этим, власти перестали публиковать любые цифры, ограничиваясь туманным «ростом в 100500%».

Поводом для очередного обращения к сфере туризма стала публикация о том, что первая кнопка узбекского телевидения — канал «Узбекистон» ведет работу над телепередачей «Бу хам мухим» («Это тоже важно»). Предполагается, что очередной ее выпуск будет посвящен туризму.

«Мы (ZiyoNET) через соцсети помогаем собирать мнения», — пишет Евгений Скляревский на авторском сайте «Письма о Ташкенте». На его вопрос «Какие достижения и недостатки существует в данной отрасли?» отвечают активисты Фейсбук-движения Узбекистана:

Алла Гажева: Достижения — пуск скоростных поездов, открытие большого количества довольно приличных отелей, улучшение качества междугородних автомобильных трасс, активное развитие внутреннего туризма. Появление различных туристических услуг (аренда автомобилей, эксклюзивные туристические туры).

Минусы вам сейчас наваляют и без меня. Но отпишусь: разница в курсах валют (туриста сразу вынуждают к нарушению закона. Это плохо). Уровень сервиса во всех сферах стал много выше, но до международных стандартов не дотягивает, увы. Запрет на фотосъёмку (Бууу). Отсутствие особых привилегий для туристов (справочные службы, дешёвые билеты в музеи (по средам, например)). Отсутствие эффективной государственной программы развития туризма (и внешнего, и внутреннего).

Рынок рынком, но если государство планирует зарабатывать на этом, неплохо бы и поучаствовать ;-). Отсутствие внутреннего школьного туризма. Это катастрофа просто! …Ой, много могу писать. Думаю, профессионалы тур.бизнеса точнее ответят

А… ещё достижение. Во многих точках общепита наличие Wi-Fi.

Капитан Очевидность: В прошлом году было такое вот постановление. Для удобства туристов предусмотрено развитие придорожной инфраструктуры Так вот, я не водитель, но хотелось бы услышать, от тех кто за рулём по стране: С 1 апреля на всех заправках появились круглосуточные туалеты?

Inessa Pershman: До того как мы дойдем до гостиниц и такси неплохо было бы обсудить всяческие препоны на въезд этих самых интуристов. Особенно из самых зарубежных стран.

Tatiana Pertseva: Досмотры — это кошмар туриста. Кстати, гостиница, в которой мы жили в Самарканде, очень хорошая. И завтрак прекрасный. Никаких нареканий. Регистрация, вероятно, необходима. Только не такие бы зверские правила. Терроризм там очень близко, я как раз не против. Но таможня… ведь я вообще уже уезжаю, ну что же вы так-то, уехала, и золото казны не вывезла, и остальные тоже не вывезли….

Farida Charif: Мое мнение вряд ли кто-то учтет, но я скажу. Если хотите завлекать туристов — не разрушайте историю города. Например, что сейчас интересного для туристов осталось в Ташкенте? С учетом того, что приезжающие к нам туристы видели и другие страны, где достопримечательностей ничуть не меньше. Какую историю Ташкента должен сейчас рассказывать гид туристам, если русский колониальный период уничтожается, советский колониальный период уничтожается? Алюкобонд с йолками?

Александр Райков: Ещё проблема, что во многих местах много мусора. Даже в двадцати шагах от Регистана арыки битком засыпаны пластиковыми бутылками. Про Хиву не говорю, там даже исторический хауз выглядит как смесь маленькой помойки с лягушатником, внутри Ичан-калы, стоит отойти от центральной аллеи, как нетрудно наткнуться на какой-нибудь пустырь с мусором, а уж за пределами Ичан-калы (где тоже есть исторические мавзолеи) мусор валяется на каждом углу. Особенно неистребимо желание выкидывать мусор в реки и каналы. Ну кинь уж, ладно, на улицу, может, дворник подметёт, может, нищий какую бутылку подберёт, может, собачка или птичка какую еду скушает. Так нет же, пусть плавает или застревает на камнях, пока не устроят расчистку или сель не пройдёт.

София Демидова: Если привлечь к туризму серьезных инвесторов, то в Узбекистане в сравнительно короткие сроки можно построить вторые Эмираты! В настоящее время туризм развивается очень медленно, в основном, частниками… Которых тормозят всеми способами…

Домиан Барма: ЮНЕСКО-то ладно, но если хотят на самом деле развивать туризм, то наверное не стоит ограничиваться традиционным набором Самарканд-Бухара-Хива, нужно туристов и другим завлекать. Вот писали весной письмо к Узбекистон Темир Йуллари с просьбой-предложением сохранить некоторые трамвайные вагоны и самолёты в бывшем ТАПОиЧе и создать технический музей на базе ТАПОиЧа, перетащив туда и паровозы, и прочую технику. В числе прочих резонов для этого высказывалось мнение и о развитии туризма — на гигантский технический музей, тем более с действующей трамвайной или узкоколейной дорогой (как предлагалось) со всего мира специально люди будут ехать. Но нет, вроде бы не согласились. Спасибо хоть согласились забрать в действующий музей несколько трамваев. А Ташкент взять, его архитектуру и скульптуру. Что показать интуристу кроме пары базаров и памятника Тамерлану? Или например взять телебашню — какому дураку пришло в голову запретить с неё фотографировать город? То же самое и вообще с фотографированием, особенно в метро, о котором орут на каждом углу, что оно одно из самых красивых, при этом отделка его станций уничтожается и фотографировать всю его красоту запрещено. Чем завлекать туристов в Ташкент?

…В Европе и США довольно много любителей железяк и они ездят самостоятельно, в группах и на фестивали. Знаю нескольких таких, которые приезжали из России, ЕС и США в Ташкент и Ургенч лишь за тем, чтобы пофотографировать наши трамваи, троллейбусы, метрополитен и железную дорогу и прокатнуться на них. Был бы музей при ТАПОиЧ с недостроенными лайнерами на стапелях, советскими паровозами, трамваями, тракторами и прочей техникой — цены бы не было музею, что несомненно прибавило бы рейтинга, авторитета и туристов Ташкенту. Палеонтологический музей, музей или выставка по настоящему современного искусства — да почти всех музеев нет в Узбекистане. Но я даже не об этом, а об однобокости «туристического потенциала» Узбекистана.

LJ Kaa: Одна из самых больших проблем для многих туристов, особенно активных — непродуманные процедуры обязательной регистрации. Турист связан по рукам и ногам этими правилами. В треккинг пойти с ночевкой — проблема, даже на Айдаркуль съездить, закаты-рассветы-птичек пофоткать выехать проблематично. Еще раньше студенты биологи с Европы приезжали на практику к нам. Живность всякую изучать для своих дипломных. Но из-за этих правил сейчас никто не едет. Накушались нашей бюрократии.

Натали Гершенович: Я вам как туристка скажу. Чтобы мне получить визу, которая стоит больше 100 долларов, я сперва должна оплатить места в гостинице из их списка, где номера все минимум 120 долларов в день. Мне это совсем не по карману, тем более, что за билет Хаво дерёт дороже, чем в Америку — 800 долларов. Приглашение оформить теоретически можно, практически приглашающий ташкентец ходит по инстанциям, как на работу, а делают его ПОЛГОДА. Если бы всего этого не было, я приезжала бы минимум раз в два года. Но получается, что мне ставят палки в колёса. За что? Я же там деньги трачу, доход приношу. Это приносит огромный урон стране. Так и запишите!

Иван Сидоров: И снова про аэропорт.
Рейс Аэрофлота Шереметьево-Ташкент приземлился в 3:05. Автобусов к самолету А-330 подано мало, ехать тесно, ну да ладно, что уж там ехать — 2 минуты. Подъезжаем к выходу, автобусы встали. Вышел парень молодой и машет руками, типа нет, не сюда, дальше езжайте. Т.е. вот же блин, никогда не было и вот опять, какой-то самолет прилетел, что с ним делать? Проехали к другому выходу.

Время 03:37. Зашли 330 человек на паспортный контроль. Даже при работающих 6 кабинках это заняло полчаса. Причем надо отметить вежливое обращение персонала и его исполнительность. Удивляет факт, что на паспортном контроле что-то печатают на клавиатуре. Ведь билеты электронные, список пассажиров известен, паспорта биометрические, так что печатать? Может быть, есть скрытые резервы времени в организации этой процедуры?

Ладно, выходим к ленте выдачи багажа, время 4:15. Багаж выдают на ленту порциями, интервал между порциями минут 10. Толпа не может сконцентрироваться по периметру ленты, просто нет всем места. После получаса ожидания и слежения за сумками народ выясняет у персонала, что багаж нашего рейса сгружают и на другую ленту, о чем никаких объявлений дано не было. Находим на другой ленте багаж.

Время 4:50. Заполняем декларацию и занимаем очередь на таможню. В каждый пропускной пункт, а работало их штук 5, очередь с чемоданами человек по 50 в каждый. Народ, не останавливаясь у входа в зону досмотра, прет вперед и толпится возле просвет-аппаратов. Таможенник, не имея возможности в таких условиях отделить, чьи чемоданы проходят через телевизор, встает, криками и жестами объясняет, чтоб сдали назад и заходили по одному. Народ нехотя подчиняется, но как только таможенник усаживается на рабочее место, все снова напирают, и история повторяется каждые 5 минут. Кто-то из служителей протаскивает несколько человек без очереди и всяких оформлений, кричит: «Только сумки через аппарат пропустите!»

Выходим из здания аэропорта на стоянку, подвергаясь привычному налету любимых ташкентских таксистов.

Время 5:45. 2 часа 40 минут с момента приземления. Уже лучше. Два-четыре года назад бывали случаи и по 4 часа. Тем не менее, ясно, что к приему аэробусов аэропорт готов на троечку с длинным минусом. Ведь что будет, если с интервалом в 5-10 минут сядет несколько рейсов? Возможно, в этом здании недостаточно места для размещения дополнительных паспортных кабинок и таможенных пунктов. Возможно, хромают организационные процессы. Ясно одно: сегодняшняя работа аэропорта туристов не радует, а отпугивает. Индустрия туризма? Театр начинается с вешалки. «Цели ясны, задачи поставлены, за работу, товарищи!»

Stella Artemieva: Развития практически нет, только упадок, природа прекрасная, а сервис нулевой при этом цены сумасшедшие. Взять те же «Пирамиды», неужели нельзя обустроить идеальный пляж? Навести чистоту, разделить пляжи по финансовым возможностям. Это просто позор перед иностранцами, ну возьмите пример с горных курортов той же Киргизии ну почему там можно, а у нас нельзя. Или взять те же Чимганские многоэтажки, ну что с ними случилось, когда то в детстве приезжали и отдыхали, номера были в дефиците, а что теперь, всё развал? Значит при СССР в состоянии было поддерживать, а теперь нет?

Elbek Rikhsiyev: все проблемы, связанные с развитием туризма в Узбекистане, изложены в отчете ПРООН от (!) 2005 г. просто попросите его копию в Узбектуризме и пройдитесь по их замечаниям и рекомендациям… на целую программу, конечно, не хватит, а вот почему их не выполнили до сих пор — вот уже триллер-прения на полдня! )))
Дополним эти мнения ташкентцев впечатлениями иностранных туристов из наших прежних публикаций:

Архитектура древних городов Узбекистана – Самарканда, Бухары и Хивы, днём потрясает оригинальностью своих форм. Но не нужно задерживаться допоздна, созерцая местные достопримечательности, — предупреждает Наталия из Беларуси. — Ночью улицы не освещают, ни зги не видать. Необычные диковины и красоты встречаются на каждом шагу, но возможность похвастаться ими в Instagram появляется очень редко — интернета в стране практически нет, — делится туристка еще одной очень редкой для 21 века особенностью Узбекистана. Возможно, по этой причине здесь довольно много европейских путешественников пожилого возраста, не привыкших к активной жизни в сети, часто встречаются немецкие пенсионеры с камерой, а вот молодых туристов, в том числа из России, по наблюдениям автора, здесь практически нет».

Подробнее: Предлагается любителям экзотики, уставшим от идеального сервиса

«Дело в том, что курс в официальных обменных пунктах чуть ли не в два раза меньше того курса, по которому можно поменять валюту «на руках». При этом менялы целыми стаями пасутся вокруг обменников – как в лихие 1990-е. В большинстве случаев вы можете не опасаться того, что вас кинут, ведь уличные валютные операции происходят прямо на глазах у милиционеров, которые прохаживаются неподалеку», — пишет известный киевский писатель Антон Фридлянд в своей книге «Путешествия вместо туризма».

Подробнее: «Живут узбеки, мягко говоря, небогато, но и не бедствуют»

Узбекистан похож на любимого дедушку, впавшего в маразм. Его приятно увидеть раз в год, послушать его байки, но не дай Яхве жить с ним и его маразмом, — резюмирует блогер из Казахстана свои впечатления о посещении соседней страны.

Подробнее: «Узбекистан похож на любимого дедушку в маразме»

Полномочный представитель правительства Российской Федерации в высших судебных инстанциях и хранитель традиций «Что? Где? Когда» Михаил Барщевский назвал свой приезд в Узбекистан путешествием в советское прошлое на машине времени.

Подробнее: М.Барщевский: Поездка в Узбекистан — как путешествие в прошлое на машине времени

Ташкентский журналист Ало Ходжаев увидел недостатки в фактах непрофессионального поведения обслуживающего персонала, состоянии общественных туалетов, отсутствии в гостиницах горячей воды, а также в дефиците объектов вечернего и ночного развлечения и весёлого времяпровождения.

Подробнее: Туризм: недостатки и инновационный подход

Ознакомиться с впечатлениями других иностранных туристов можно по тэгу «туризм».

Реклама

1 комментарий

Что вы об этом думаете?

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s