Главная » законодательство » Всемирный Банк помогает узбекскому народу или узбекскому правительству?

Всемирный Банк помогает узбекскому народу или узбекскому правительству?

Статистика

  • 407,166 просмотров

Введите Ваш email, чтобы следить за блогом и получать обновления

Присоединиться к ещё 1 847 подписчикам

В июне 2016 года Всемирный банк утвердил новую «Концепцию партнерства с Узбекистаном на 2016-2020 годы». Для того, чтобы понять, какие меры будут приняты Банком в случае использования Узбекистаном принудительного труда, руководитель УГФ Умида Ниязова направила Всемирному банку ряд вопросов. Какие же изменения возможны с учетом принятой новой программы?

Использование принудительного труда в Узбекистане — одна из самых главных проблем, которой занимаются правозащитники Узбекистана. Под их давлением Всемирный Банк (ВБ) в обязательном порядке кредитования узбекского правительства обязан приостановить выделения кредитов в случае обнаружения фактов принудительного или детского труда в регионах, где реализовываются проекты ВБ.

umidann300

Вероятно, Всемирному Банку очень выгодно сотрудничать с правительством Узбекистана и поэтому он цепляется за любую возможность утверждать, что узбекские власти не нарушают договоренности по неиспользованию принудительного , тем более, детского труда. По сообщению Банка, его текущие обязательства в Узбекистане составляют более $2 млрд,-

пишет агентство «Фергана».

055784

Власти Узбекистана всячески замалчивают неугодные факты. Но ряд неправительственных организаций наблюдают за происходящими в стране событиями и добывают доказательства использования принудительного труда. Одна из них – Узбекско-германский форум по правам человека (УГФ). В марте 2016 года он выпустил доклад «The Cover-Up. Whitewashing Uzbekistan’s White Gold» («Под прикрытием: Отбеливание «белого золота» Узбекистана»).

В материалах использаваны реальные интервью с очевидцами и участниками событий, правительственные документы и полевые отчеты независимых наблюдателей о фактах принудительного труда на полях. Осенью 2015 года, агентство «Фергана» информировало о том, что в Букинском районе Ташкентской области (регион проекта ВБ) тысячи жителей города Ангрен были принудительно вывезены на уборку хлопка.

Под напором международных правозащитных структур в 2015 году Всемирный Банк был вынужден организовать совместный с Международной организацией труда (МОТ) мониторинг использования детского и принудительного труда во время сбора урожая хлопка. Власти Узбекистана разрешили экспертам МОТ осмотреть поля и провести опросы местных жителей. Но, так как принудительный труд в стране имеет государственную подоплеку и организован по указу премьер-министра Шавката Мирзияева, мониторинг, проведенный заинтересованной стороной не может быть независимым…

images (2)

Всемирный банк и МОТ признают, что их собеседников на узбекских полях напрягал официальный вид группы наблюдателей и поэтому они не могли свободно говорить о своих проблемах. «По опыту МОТ, это неудивительно, потому что в таких интервью почти никто не будет прямо признаваться в том, что был принужден к труду или заставлял кого-то работать», — говорится в обнародованном докладе 20 ноября 2015 года докладе Всемирного банка о проведенном мониторинге, —

читаем на сайте агентства «Фергана».

Банк обязуется продолжать «вести мониторинг за ситуацией в тесном сотрудничестве с МОТ и другими соответствующими органами ООН». Но все понимают, что в этом будет смысл, только в случае привлечения представителей таких структур ООН, Комитета по правам человека и отсутствия в составе наблюдателей представителей местной власти, а также проведения анонимного анкетирования респондентов.

По сути, Всемирный банк косвенно признает наличие проблемы принудительного труда в Узбекистане.

«Мы считаем, что наиболее эффективным способом решения этой проблемы в Узбекистане является использование комплексного подхода, основанного на постоянном диалоге со страной и сотрудничестве с международными организациями и донорами, сообществом ННО и организациями гражданского общества, а также на основе секторной аналитической работы и стратегического диалога с проведением конкретных мероприятий в рамках проектов», — говорится в ответе Джунгхуна Чо.

(О том же самом и практически теми же словами говорил в 2104 году Сародж Кумар Джа: «Мы полагаем, что наиболее эффективным способом рассмотрения этой проблемы в Узбекистане был бы комплексный и всеобъемлющий подход, предусматривающий непрерывное общение с представителями страны и сотрудничество с международными агентствами и донорскими организациями, осуществление аналитической работы и поддержание стратегического диалога, а также реализацию конкретных мероприятий на уровне проектов»).

Теперь вернемся к вопросам УГФ и ответам Всемирного Банка.

Вопросы Умиды Ниязовой

1. Всемирный банк выделяет миллионы долларов США в виде кредитов для сельскохозяйственного сектора Узбекистана, который, по нашим данным, основан на государственном контроле и принуждении фермеров к выращиванию урожаев по заказу государства. Новая стратегия включает в себя «модернизацию хлопкового сектора» в Узбекистане.

Разработал ли Всемирный банк четкие ориентиры, а также конкретные сроки выполнения стратегии, которая побудила бы правительство Узбекистана предпринять реальные шаги по реформированию сельского хозяйства страны?

2. Правительство Республики Узбекистан весной этого года вновь заставило сотрудников государственных учреждений, особенно работников образования и здравоохранения, работать на хлопковых полях или нанимать для этого других людей. Мы собрали достаточно серьезные доказательства и документы, подтверждающие этот факт, отчет будет опубликован в ближайшее время. С нашими последними сообщениями на эту тему можно ознакомиться здесь.

3. Команда наших наблюдателей ежегодно фиксировала использование узбекским правительством принудительного труда в процессе производства хлопка в течение семи лет. Хлопковая кампания 2015 года была первой после того, как правительство подписало с Всемирным банком соглашение о том, что использование принудительного труда в районах реализации проектов, финансируемых Банком в сельском хозяйстве и образовании, будет основанием для приостановления кредитования. Наши наблюдатели присылают свидетельства принуждения чиновниками фермеров к выращиванию хлопка и отправки более одного миллиона человек на сбор урожая во всех регионах страны, в том числе в районах осуществления проектов Банка.

Приостановил ли Банк кредитование узбекского правительства? Если нет, то почему? И какие меры принимает Банк для обеспечения подотчетности правительства в соответствии с соглашениями?

В то же время узбекское правительство отрицает факты принуждения людей к прополке и сбору хлопка. Будет ли Всемирный банк работать над искоренением принудительного труда в хлопковом секторе и разработкой конкретного плана сотрудничества с правительством в связи с этим?

4. Если узбекское правительство продолжит использовать принудительный труд в хлопковом секторе в массовом масштабе, какие шаги будет принимать Всемирный банк?

5. Как мы уже сообщали вам, наши независимые наблюдатели столкнулись с беспрецедентными репрессиями после того, как Всемирный банк увеличил свои инвестиции в хлопковый сектор Узбекистана.

Что делает Всемирный банк для того, чтобы создать безопасное пространство для независимых групп и отдельных лиц, которые осуществляют мониторинг условий труда в районах, где реализуются проекты Всемирного банка?

Ответ Всемирного банка

(Неофициальный перевод с английского языка предоставлен Всемирным банком)

«Уважаемая г-жа Ниязова,

Благодарим за Ваше письмо. Мы уважаем и разделяем Вашу озабоченность по поводу рисков принудительного труда в хлопковом секторе Узбекистана. Мы признаем и высоко ценим значительные усилия, прилагаемые в настоящее время международными и местными неправительственными и некоммерческими организациями, а также организациями гражданского общества.

Как Вы правильно отметили, Группа Всемирного банка является долгосрочным партнером по развитию Узбекистана, предоставляя консультации и финансовую поддержку для повышения уровня экономического и социального развития и финансового управления страны. Новая Концепция партнерства Группы Всемирного банка с Узбекистаном на 2016-2020 годы сосредоточена на трех приоритетных направлениях: росте частного сектора, конкурентоспособности сельского хозяйства и модернизации хлопкового сектора, а также улучшении практики предоставления государственных услуг.

Для поддержки роста частного сектора Группа Всемирного банка будет способствовать улучшению деловой среды и поддерживать инвестиции в частный сектор страны.

Для стимулирования конкурентоспособности сельского хозяйства и модернизации сектора хлопководства Группа Всемирного банка будет поддерживать изменения в сельскохозяйственной системе, нацеленные на повышение доходов, ориентацию на рынок и насыщенность рабочими местами — наряду с более устойчивой практикой управления земельными и водными ресурсами.

Для повышения уровня предоставления государственных услуг мы будем поддерживать усилия по улучшению доступа к системам водоснабжения и канализации, повышению качества образования и медицинских услуг, а также улучшению транспортных услуг и городскому развитию.

Более конкретно, Группа Всемирного банка полагает, что реформа сельскохозяйственного сектора и модернизация производства хлопка в Узбекистане имеют решающее значение для общего роста в стране и улучшения жизни населения. Сельское хозяйство является основным источником занятости сельского населения. При скудных земельных и водных ресурсах, растущем населении, рисках изменения климата и нестабильных экспортных рынках модернизация сельскохозяйственного сектора имеет жизненно важное значение для повышения эффективности отрасли и поддержки ее интеграции в более открытую и конкурентоспособную экономику, создавая столь необходимые рабочие места и способствуя общему процветанию.

В связи с этим меры, предпринятые в последнее время узбекским Правительством, свидетельствуют о более широких преобразованиях в сельском хозяйстве в ответ на вызовы мировой экономики и новые рыночные возможности, открывающиеся для продукции плодоовощеводства и животноводства на соседних рынках. Для продвижения этой программы Правительство приняло решение по сокращению хлопковых площадей на 170 тысяч гектаров к 2020 году, включая значительные сокращения в засушливых и наименее продуктивных районах, таких как Джизакская и Сырдарьинская области. Правительство приняло документы, направленные на поддержку организованного маркетинга и экспорта примерно одной пятой части плодоовощной продукции в предстоящем году. Мы имеем основания полагать, что Правительство Узбекистана также планирует более широкое развитие плодоовощного сектора за счет инвестиций в складское хозяйство, переработку, логистику и инфраструктуру обеспечения качества, а также производственные мощности.

На уровне мер политики Всемирный банк оказывает стране содействие в формировании концепции преобразования сельскохозяйственной отрасли с нацеленностью на потребности рынка, экологическую и социальную устойчивость, а также экономическую и финансовую жизнеспособность. Мы работаем вместе с Министерством сельского и водного хозяйства над проведением надежной диагностики сельскохозяйственного потенциала и ограничивающих факторов в Узбекистане. Это означает определение сравнительных преимуществ и возможностей страны на местном, региональном и международном рынках, а также анализ сложностей и слабых звеньев, на решение которых необходимо направить усилия, чтобы преобразовать данную отрасль и повысить ее показатели.

Всемирный банк уже непосредственно и активно вовлечен в предоставление технической помощи в рамках программы диверсификации. Более 550 льготных кредитов были предоставлены местным фермерам для развития плодоовощной деятельности, включая садоводство, виноградарство и тепличное хозяйство. Агро-предпринимателям оказывается поддержка в развитии условий хранения, упаковки и переработки. В рамках проекта, реализуемого в Ферганской долине с финансированием Всемирного банка, недавний капитальный ремонт более 1300 километров ирригационных и дренажных каналов позволил в настоящее время обеспечить более надежную подачу воды фермерам, которые, в свою очередь, в состоянии повысить производительность и диверсифицировать производство, выбирая культуры с более высокой стоимостью и меньшим потреблением воды. Недавно собранные данные показывают, что мелкие фермеры смогли увеличить производительность садов на 68 процентов, а также диверсифицировать продукцию в пользу прочих бобовых и овощных культур на 15 процентов.

Как мы уже говорили, мы серьезно обеспокоены сообщениями о случаях задержания некоторых активистов гражданского общества в Узбекистане во время мониторинга использования рабочей силы в сборе урожая хлопка. Когда нам направляются заявления о репрессивных действиях, мы, в рамках нашего мандата, работаем с соответствующими сторонами для нахождения решений по этим вопросам. Мы будем продолжать вести мониторинг за ситуацией в тесном сотрудничестве с МОТ и другими соответствующими органами ООН. Мы также будем выражать Правительству Узбекистана нашу озабоченность по поводу предполагаемого преследования независимых наблюдателей.

И наконец, мы хотели бы еще раз заявить о том, что Всемирный банк не закрывает глаза на принудительный труд в любой его форме и серьезно относится к докладам о подобной практике в системе хлопководства в Узбекистане. Мы считаем, что наиболее эффективным способом решения этой проблемы в Узбекистане является использование комплексного подхода, основанного на постоянном диалоге со страной и сотрудничестве с международными организациями и донорами, сообществом ННО и организациями гражданского общества, а также на основе секторной аналитической работы и стратегического диалога с проведением конкретных мероприятий в рамках проектов. Одной из наших главных задач является содействие модернизации сельскохозяйственного сектора, которая позволила бы создать больше рабочих мест и обеспечить более высокий доход наряду с либерализацией системы производства хлопка, чтобы максимально снизить и давление, и риски принудительного труда в этой отрасли Узбекистана.

С уважением, Джунгхун Чо, глава Представительства Всемирного банка в Узбекистане».

 

Читаем. Думаем. Делаем выводы.

 

Рекомендуем ознакомиться:

«Мы – не рабы, рабы – не мы»

Ох уж эти жучки!

Хлопковое шило на плодоовощное мыло?

В МОТ дали высокую оценку, но обнародовать ее не стали

ВБ предоставит Узбекистану до $4 млрд.

Спасите наши крыши

Ученые Узбекистана изобрели новый хлопкоуборочный агрегат

Узбекистан ищет выход из хлопкового бойкота

 

 

Реклама

1 комментарий

  1. […] Всемирный Банк помогает узбекскому народу или узбекск… […]

    Нравится

Что вы об этом думаете?

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: