Главная » законодательство » Привычка — вторая натура

Привычка — вторая натура

Статистика

  • 489 477 просмотров

Введите Ваш email, чтобы следить за блогом и получать обновления

Присоединиться к еще 1 850 подписчикам

Избирательное законодательство Узбекистана исключает выдвижение независимых кандидатов, политическое пространство зачищено под псевдопартии-марионетки, а уровень свободы и политической активности граждан очень низок. Казалось бы, в этих условиях новым властям незачем было влиять на итоги голосования, но миссия БДИПЧ ОБСЕ зафиксировала серьезные нарушения.

победный митинг в штабе Шавката Мирзиеева

Победителем голосования на выборах президента Узбекистана ожидаемо стал Шавкат Мирзиёев. По предварительным данным ЦИК, кандидат от правящей Либерально-демократической партии Узбекистана получил 88,61% голосов избирателей, пришедших 4 декабря на избирательные участки. В количественном выражении – это 15 миллионов 906 тысяч 724 гражданина.

Второй президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев

Насколько можно доверять цифрам Центризбиркома? По всей видимости, без подтасовок не обошлось.

1 декабря в Центризбиркоме заявляли, что в списки для голосования внесен 21 миллион 428 тысяч 891 избиратель, что на 637 тысяч больше, чем на предыдущих выборах президента, состоявшихся в марте прошлого года. Из них 555 тысяч только достигли совершеннолетия и впервые будут участвовать в голосовании.

Спустя три дня, 4 декабря на брифинге для представителей СМИ глава ЦИК Мирза-Улугбек Абдусаломов объявил, что список избирателей был сокращен на один миллион человек:

«Члены участковых избирательных комиссий совершили подворовой обход, в результате список избирателей, который у нас был предварительный — 21,4 миллиона человек, был сокращен на один миллион (человек)», — сказал Абдусаломов.

Таким образом, отправной цифрой для определения процентов явки на выборах стало число 20 миллионов 461 тысяча 805 избирателей.

Якобы из списка были исключены лица без гражданства, сменившие гражданство, несовершеннолетние, находящиеся в местах заключения, а также граждане Узбекистана, длительное время пребывающие за рубежом. Сопоставлением двух цифр получается, что таковых набралось 967 тысяч 86 человек.

Удивительно то, что, согласно законодательству, лица без гражданства и несовершеннолетние не должны были включаться в эти списки изначально. Заключенные, отбывающие уголовное наказание по приговору суда, также не участвуют в выборах, но их число не должно составлять такую огромную разницу со списками марта 2015 года.

Что касается лиц, сменивших гражданство, то это вообще большая проблема, ибо гражданство Узбекистана (и добровольно, и по инициативе властей) можно утратить только по персональному указу президента страны. Но таких распорядительных актов ни прежний глава государства, ни временно исполнявший его обязанности, не подписывали. По закону, до издания такого указа Узбекистан не признает у своего гражданина никакого другого гражданства, и эта юридическая коллизия доставляет эмигрантам немало хлопот. Значит, исключать эту категорию граждан из списков для голосования ЦИК не имел права.

В правовом смысле также непонятна формулировка «длительное время пребывающие за рубежом». К примеру, действующее законодательство никак не определяет сроки пребывания граждан за рубежом, после которых Центризбирком полномочен лишать избирателей их конституционного права.

Статья 2. Избирательное право граждан

В выборах Президента Республики Узбекистан имеют право участвовать граждане Республики Узбекистан с 18-летнего возраста.

Какие-либо прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан Республики Узбекистан в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий запрещаются.

Не участвуют в выборах Президента Республики Узбекистан граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Из закона «О выборах Президента Республики Узбекистан»

Эти «выброшенные» из списков 4,5% избирателей, в итоге, не повлияли на пороговый минимум явки, при котором выборы признаются состоявшимися, да и победу основного кандидата с его 88,6% под сомнения не ставят.

Избраный президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев на митинге УзЛиДеП после объявления итогов голосования

Однако, итоговая цифра принявших участие на выборах — 17 миллионов 951 тысяча 667 человек подозрительно близка к расчетам ИА «Фергана» от 16 ноября, где максимальная явка реально не должна была превышать 17,5 млн:

Таким образом, на выборах президента Узбекистана 4 декабря, при максимальной явке, реально проголосует никак не более 17,5 миллионов человек. Мнение трудовых мигрантов снова останется за бортом, а их фактическое отсутствие в стране, но вероятное присутствие в списках даст властям дополнительные возможности для использования манипуляций при подсчете бюллетеней, — отмечалось в публикации «Ферганы».

Получилось немного выше, но ЦИК и этот феномен «объяснил» заблаговременно. 2 декабря председатель Абдусаломов как бы невзначай сообщил корреспонденту Sputnik Узбекистан, что авиарейсы из России в Узбекистан переполнены мигрантами, летящими «на родину хотя бы на один день, чтобы проголосовать».

«Наши люди очень добросовестные. Если у кого-то есть возможность прилететь, то они покупают билет, чтобы именно 4 декабря быть в Ташкенте», — отметил он.

Помимо этого, в соцсетях обсуждаются не единичные факты включения одних и тех же избирателей в два или даже три списка на разных участках по месту прописки, прежнего и нынешнего места жительства. Граждане, пришедшие на выборы ближе ко времени окончания голосования с удивлением обнаруживали себя уже проголосовавшими, тогда, ссылаясь на техническую ошибку, их от руки дописывали в дополнительный список, и в урну попадал еще один бюллетень. Эти моменты в общих чертах были также озвучены в предварительном заявлении миссии БДИПЧ ОБСЕ, конкретику обещали отразить в итоговом отчете, который появится только через два месяца.

«Серьезные нарушения были зафиксированы в день выборов, включая признаки вбросов избирательных бюллетеней и широко распространенного голосования по доверенности», — сказал глава миссии Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ по наблюдению за выборами президента Узбекистана Петер Тейлер.

Подсчет голосов на одном из избирательных участков в Ташкенте

«Президентские выборы, состоявшиеся в Узбекистане 4 декабря, подчеркнули необходимость осуществления всесторонних реформ, направленных на устранение данных ранее процедурных и системных недостатков, касающихся, в том числе, законодательной базы, которая не способствует проведению подлинно демократических выборов. Органы, администрирующие выборы, предприняли меры по повышению прозрачности своей работы и проведению выборов должным образом, однако доминирующая роль государственных фигур и ограничения фундаментальных свобод подрывают политический плюрализм, что лишило избирательную кампанию соревновательного духа», — говорится в заявлении миссии.

Четыре кандидата воздерживались от оспаривания платформ друг друга и политики правительства, а избирателям не было пред оставлено подлинного выбора между политическими альтернативами, — отметили наблюдатели. Избирательные мероприятия одного из кандидатов размывали границу между партией и государством.

Поскольку доступ к национальным и международным аналитическим веб-сайтам критического толка продолжал блокироваться, общество было ограждено от подлинного обмена политическими идеями, что существенно компрометирует способность избирателей осуществлять информированный выбор.

Отсутствие централизованного реестра избирателей, а также возможность регистрации избирателей в день выборов, не позволяют гарантировать, что избиратель включен только в один список и проголосует только один раз. Недостаточность мер контроля в отношении многократной регистрации и голосования потенциально подрывает целостность избирательного процесса, — в заключении заявили наблюдатели.

Имевшие место уловки, манипуляции и инфовбросы могут быть трактованы, как желание ЦИК подстраховаться и подтянуть итоговые цифры к «рекомендованным».

Сомневаться в победе Мирзиёева на этих выборах, конечно, не приходится. Однако цифры, оглашенные ЦИК, могут отличаться от реальной картины как по явке, так и по кредиту народного доверия избранному президенту.

Избирательное законодательство Узбекистана априори исключает выдвижение независимых или неконтролируемых режимом кандидатов, политическое пространство полностью зачищено под псевдопартии-марионетки, а уровень свободы и политической активности граждан не просматривается даже под микроскопом. Казалось бы, в этих условиях новым властям, декларирующим курс на либерализацию и обновление, незачем было нарушать конституцию, где проведение досрочных выборов возлагается на технического ври.о., а также подтасовывать итоги голосования. Но, видимо, сильна привычка, а она — как говорят, вторая натура.

Также это может быть признаком неуверенности старой-новой клептократии, боязни ослабить контроль за ситуацией и неготовности рисковать своими административно-финансовыми интересами ради «какой-то демократии».

Шавкат Мирзиеев во время голосования на президентских выборах, 4 декабря 2016 года, Ташкент

Напоминаем, что ЦИК Узбекистана в течение десяти дней после выборов должен официально объявить их окончательные итоги. Избранный президент вступает в должность с момента принесения присяги на заседании парламента — не позднее двух месяцев со дня официального объявления результатов выборов. По сообщениям в ряде СМИ, инаугурация Шавката Мирзиёева может состояться уже в декабре.


2 комментария

  1. Аноним:

    Модератору уберите пожайлуста первую фотографию с женщинами (с золотыми зубами) якобы выражающие искренне свою радость. Очень раздражает.

    Нравится

Что вы об этом думаете?