Главная » мнение » Профессия учителя в Узбекистане стремительно теряет престиж

Профессия учителя в Узбекистане стремительно теряет престиж

Статистика

  • 489 466 просмотров

Введите Ваш email, чтобы следить за блогом и получать обновления

Присоединиться к еще 1 850 подписчикам

В школах Узбекистана ощущается острая нехватка учителей. В соцсетях обсуждаются и другие проблемы в сфере образования. Об этом в материале ИА «Фергана».

В одной из закрытых узбекских групп в соцсети Facebook идет бурное обсуждение поста жительницы Ташкента о безуспешном обращении в виртуальную приемную премьер-министра Узбекистана с просьбой решить вопрос недостатка педагогов-предметников в столичной школе №64.

Как пишет автор поста – мама школьника, учебный год начался без некоторых «предметников», в частности учителей алгебры, геометрии, физики. Другие учителя увольняются посреди учебного года, проработав 2-3 месяца. Жалобу «спустили» в управление народного образования Ташкента, однако ситуация в школе так и остается критической.

За несколько дней этот пост набрал более тысячи комментариев, обнаружив не только проблему острой нехватки учителей в школах Узбекистана, но и целый ворох других проблем в сфере образования, которые волнуют узбекистанцев. В их обсуждении принимают активное участие как родители школьников, так и учителя.

Учителя – то есть, то нет

Узбекистанцы обеспокоены качеством получаемого детьми образования в ситуации отсутствия в их школах преподавателей по основным предметам.

«У нас физкультурник ведет начальный класс параллельно. А второй – географию», — пишет Н.Н.

«Школа №151. Учителей предметников не то что не хватает, а можно сказать, что их нет. У 6-классников вообще не первая и не вторая смена, а подсменка. Подсменку никто не хочет брать. Дети болтаются на улице», — жалуется С.А.

«У нас то же самое. В прошлом году не было преподавателей по главным предметам – алгебра, геометрия, русский язык и литература, география. В этом году вроде нашли. Школа №145», — отмечает Н.К.

«В школе, где преподаю, к сожалению, тоже нехватка преподавателей – и объявления давали, и чуть ли не по квартирам ходили. Не хотят идти в школу, а диплом пылится себе под лавкой. И даже ходили в институт, предлагали студентам работу хоть на несколько часов для опыта. Нет, не хотят!» — вторит предыдущим комментаторам Л.И.

Проблема нехватки педагогических кадров, по свидетельствам участников сообщества, существует и в средне-профессиональных учебных заведениях.

«В нашем колледже в европейских (русскоязычных. – Прим. «Ферганы») группах нет преподавателей по экономике, английскому языку, русскому, информатике, военному делу», — сообщает Н.И.

Многие комментаторы пишут о том, что больше всего не хватает русскоязычных преподавателей. И это – на фоне наблюдающегося в последнее время наплыва детей из узбекских семей в классы с русским языком обучения. В вузах же происходят странные «реформы», которые не решают проблему нехватки учителей, а напротив – способствуют ее росту.

«О педуниверситете. Сократили студенческий контингент вдвое, значит, и кадров в два раза меньше будет… Студентов-бюджетиков в 3 раза меньше, чем контрактников. А контрактники не обязаны отрабатывать диплом. Сократили квоты на европоток. Раньше набирали в группу 20 студентов, теперь – 10. Ну, и поступают те, кто в состоянии оплачивать. Желающие учиться и работать остаются за бортом», — констатирует В.У.

«Европейские группы в магистратуре в этом году закрыли во всех вузах. Почему? По той же причине – учить некому больше. У бакалавров в европейских группах тоже по несколько предметов преподают на узбекском языке, так как нет [русскоязычных] педагогов», — сетует И.Р.

Зарплата низкая, поборы высокие

Пользователи соцсети отмечают, что большинство выпускников педагогических вузов Узбекистана не идут работать по специальности. Причин здесь немало, одна из них – низкие зарплаты учителей. Ставка учителя составляет 600-700 тысяч сумов (около $100 по рыночному «черному» курсу). Но молодым специалистам дают только 0,5-0,75 ставки. Существуют надбавки за категорию, которую получают через 5 лет работы, надбавки за классное руководство, дополнительные часы, ведение продленного дня. Со всем этими надбавками даже учитель со стажем больше 1-1,2 миллиона сумов не получает. При этом почти во всех учебных заведениях зарплата начисляется на пластиковые карточки, которыми можно расплачиваться только в магазинах и терминалах. Но снять наличные деньги с них почти невозможно.

Кроме того, учителям в обязательном порядке навязывают подписку на газеты, покупку канцелярских товаров, собирают с них деньги на всевозможные школьные нужды, удерживая в итоге порядка 10 процентов от размера зарплаты.

«Ну вот, закончила я вуз, пошла в школу, на мой предмет в моем районе – только 0,5 ставки, в другой район смысла ездить нет, зарплата небольшая, домой прихожу с головной болью, постоянные нервы… и вечные поборы – хлопок, подписка, при том что зарплату еще ни одну не получала и 70 процентов – на пластик (пластиковую карту. – Прим. «Ферганы»), куча писанины, дежурства, уборки, субботники, выходных нет, рабочий день до 16, но какой в этом толк, если дома продолжается эта работа с проверками тетрадей. И вот в 23 года задумываешься: а надо ли оно – за эти 300-400 тысяч так убивать свое здоровье, никакой личной жизни, жить этой школой?» — пишет Т.К.

«Вы попытайтесь хотя бы один день проработать! Сейчас все бегут из школы! Это ужас, сколько бумаг надо распечатать, сдай на то, на это – и все это с зарплаты учителей. Если собирают в какой-то фонд, не думайте, что учителя ничего не сдают. Нам нагло говорят в лицо: получил зарплату – сдай на то, на это. Почему учитель зарплату должен оставлять, тратить на кучу бумаг?.. За мизерную зарплату требуют кучу всего. Еще педнагрузка – по махаллям ходим, за учениками бегаем», — жалуется Г.Ф.

«Требуют фото отчёты, уроки презентации, а государство меня фотоаппаратом, компьютером, телевизором, электронной доской обеспечило? Директор заставляет покупать с помощью родителей. Как? Мы же уже третье гарантийное письмо написали, что с родителей деньги не собираем, а то увольнение… Технику, получается, учитель должен на свою зарплату покупать. Мало того, принесла свой ноутбук на урок – завхоз его тут же зачислил на баланс школы», — возмущается А.Н.

Другая участница интернет-сообщества добавляет:

«Я не учитель, но преподаватель вуза. И за каждую статью республиканского формата отдаем до 50 тысяч [сумов], а за статьи международного формата – до $200. В год необходимо опубликовать 5-6 статей. Я не говорю об учебно-методических комплексах, объем которых превышает 200-400 страниц, и которые мы сами должны распечатывать».

«Специфические» обязанности

Многие комментаторы пишут о дополнительных обязанностях и поручениях, которыми нагружают учителей в Узбекистане – это и выезды на сбор хлопка, и субботники, включающие уборку школьной территории и близлежащих жилых дворов. В летний период учителям вменяют еще и уборку помещений после ремонта.

«Мы сами делали все во время каникул, и даже коллегу в положении директор отправляла мыть окна», — отмечает К.С.

«А нам приказано выехать на обрезку виноградника! А то, что уроки не ведутся, не их дело. Выкручивайтесь типа, как хотите, хоть в три смены работайте», — дополняет Ю.Х.

Помимо этого учителя загружены написанием огромного количества отчетов, планов, разработкой методических и раздаточных материалов, ведением кружков и дополнительных занятий, всевозможными дежурствами по выходным и в каникулы. И все это – даже не за «спасибо». Более того, в любой ситуации виноватым всегда сделают учителя:

«Ребенка вовремя не забрали – сидеть с ним должен учитель. Круглосуточная ответственность 24 часа в сутки, 365 дней в году. За вши и глисты штрафуют учителя, а не родителей. Желтуха и эпидемии – все штрафы с учителя».

«Ребенок подрался во дворе дома – выговор учителю, и учитель часами проводит свой «досуг» в кабинете участкового или в РОВД. Не с родителей спрашивают, а почему-то – с учителя!».

Проверки и еще раз проверки

При этом работу учителей регулярно инспектируют всевозможные проверяющие – из Минфина, Минобразования, которых «ищут блох», чтобы было, за что оштрафовать педагога.

«Складывается впечатление, что нас специально выживают из школы. Одни отчёты и протоколы протоколов по выпискам из протоколов. У нас с сентября через день разные проверяющие, и всем на лапу дай. Дети в школе явно лишние. Нет времени на тетради – надо протоколы индивидуальных бесед с родителями, учениками, внеклассных мероприятий строчить, а ещё поурочные планы, отчёты по часам и т.д. и т.п. Ещё пару-тройку лет, и грянет катастрофа. И вместо поддержки учителей их давят проверками безграмотные проверяющие, которые должны оказывать методическую помощь, а не искать ничтожные промахи, чтобы «бабки» срубить», — полагает А.Н.

«Бегут со школы еще и потому, что замучили проверками, ненужными отчетами. Проверяющие приходят с проверкой, и им неважно, как ты ведешь урок, им нужны бумажки! Требуют отчеты, которые можно взять с потолка, требуют фотоотчеты об уроках на современном уровне, и их не волнует, оборудованы ли кабинеты, обеспечены ли учителя всем необходимым! Учитель в школе – это уборщица, дворник, собиратель денежных средств», — с горечью отмечает Т.П.

Кто пойдет в учителя?

Профессия учителя в Узбекистане стремительно теряет свой престиж, констатируют пользователи сети.

«Ученики с детства видят незавидное положение учителя – откуда взяться горячему желанию стать педагогом?» — справедливо замечает один из них.

Очевидно, что система образования в Узбекистане нездорова и неэффективна. Более того, как отмечают учителя, ситуация уже на грани катастрофы. Но этого до сих пор не хотят замечать чиновники, которые принимают бездарные решения, обязывают преподавателей выполнять не свойственные им функции и просто нагло лезут в их карман, заставляя покрывать нужды системы за свой счет.

«Нужно, чтобы учитель не находился в униженном положении – тогда его никто не сможет ни оскорбить, ни обидеть. А унижение учителей – это тактика сегодняшней системы образования. Задерживают и урезают зарплату, бесконечно требуют то квитанции об оплате, то медосмотр у психиатра, то оплату ремонта школы. Форму уже требуют. А кто не носит – вплоть до увольнения. Кто додумался до этого бреда, тот пусть и отвечает за провал в образовании».

«Вот когда будут дворники подметать, сторожа – сторожить, дехкане – хлопок собирать, статистики – по домам ходить за данными, а родители – детей своих воспитывать, тогда и учителя найдутся. А так, извините, и швец, и жнец, и на дуде игрец – это ж никакого здоровья, морального и физического не хватит, даже за более-менее адекватную зарплату, а не за те слезы, что учителя сейчас получают».

Пожалуй, добавить к этим словам нечего. От того, будут ли они услышаны, зависит завтрашний день системы образования Узбекистана, а значит – и страны в целом.

Международное информационное агентство «Фергана»

 

Читайте также:

Дорогие учителя и наставники… или «недорогие»?

Ох уж эти жучки!

Насколько законны поборы на ремонт школы?

Абсолютная относительность зарплат

Спасите наши крыши

«Мы – не рабы, рабы – не мы»


5 комментариев

  1. ДОЖДАЛИСЬ!!! Гнали-гнали русскоязычное население из страны, а теперь спохватились!!! А что же вы хотели!??? Этого и следовало ожидать!!! Дальше — ЕЩЁ хуже будет, если не возьмутся за исправление ситуации!! Я тоже — педагог с высшим образованием (ТАШГУ), рус.яз.и литер.+ психология,..и отдала всё своё здоровье и нервы — обучив 2 выпуска учеников колледжа! Но сейчас — меня никакими пряниками не заманишь — ни в школу, ни в колледжи, ни в институты — преподавать!!! Потому что там сейчас — полный беспредел и бардак — во всём!!!

    Нравится

    • Аноним:

      Вы думаете в России нормально?Здесь хуже же.Здесь учителя только и отчетом занимаются.Вы видимо плохо знаете.Петух и там и здесь кукарекает одинакова.А насчет развала СССР надо было спросить у первых президентов Украине,Белорусии и алкаша Ельцина.Это вы обьявили незаконную независимости страны.После вас пошла цепная реакция.

      Нравится

  2. Nigora:

    Воспитание начинается в утробе матери.Если мать не сумела воспитать своего ребенка, тут никакая школа не поможет.А ответственность за ребенка в школе несет учитель -это не справедливо

    Нравится

  3. «Хокимият, горно, прокуротура рахбарларининг текин гастарбайтерига айланган мактаб укитувчилари»
    Кучаларни супурса, курилишда объектларида районо ва гороно, хокимият огзаки буйруги билан(гишт куйса, подсобниклик килса, окласа, буяса, ахлатларни тозаласа, бозор объектларни бузса), мактабда навбатчилик килса, пахтага терса, сайловга катнашса,
    Хакорат ва гап эшитса. Качон укитувчи уз устига ишлайди. (харбийларни, вазирлар, хокимларни, олий мажлис депутатларини, санъат арбобларини, банк ходимлари, солик ва божхона , молия ходимлари ва хоказо) узлари ишлаетган биноларни ремонт килишмайдику нега мактаб укитувчиси бажариши щарт. Укитувчи курувчи эмаску. Бу даражагача укитувчини хурламайдиларку.
    Рахбарлар машинасини парковкаси учун молия маблаг топади лекин богча ва мактаблар учун
    Маблагни аяйдилар(эконом) килишади.
    Мураббий ким? Жамиятимизнинг асосий узаги бу Устозлар(укитувчилар). Чунки , Устоз ота –онагдан улуг!
    Хозирги пайтда рахбарлар Укитувчини гишт куйишга, оклашга, шкатурка, супириш, бозор ва кучаларни мусорларни тозалаш, ягонага, пахта теришга, сайловга, укивчиларни оиласи билан шугуланишга,
    Металол юклаш ва уни вторчерметга топшириш бадбах мактаб укитувчисини эшак килиб минишди.
    Эсиз бу беминат укитувчи оёк ости килишди.
    Хар бир шахснинг , жамиятда уз урнини топишда улуг Устозларимизнинг роли бе нихоят катта.
    Устоз мургакгина болани кулига калам тутказиб уни ёзишга , укишга, хисоблашга ургатади.
    Устоз жамиятимизнинг знг биринчи зиёлиси булиб хисобланади. Давлатимизнинг турли сохадаги асосий кадрларини (харбийларни, СНБ ходимларини, вазирлар, хокимларни, олий мажлис депутатларини, врачларни, санъат арбобларини, тадбиркорларни солик ва божхона , молия ходимлари ва хоказо)етиш давлат равнаки учун уз кучини , билимини,
    Кайта тикланмаётган асабини ёш авлод учун , жонини хам фидо килишга тайёр укитувчи Устозларимизга талаблар жуда хам катта, лекин ойлик маоши узлари етиштирган кадрлардан нихоят даражада паст , ахир устоз хам одамку , унинг хам оиласи , бола чакаси бор. Устозларни (хокимият ходимлари,прокуротура, турли рахбарлар)огзаки
    Махалаларни ва кучаларни тозалашга, биноларни бузишга, курилишга , пахтага, чопикка. Укитувчи(Устозларни) нихоят даражада оёк ости килишди. Устозларнинг мавкеи нихоят паст ва ачинарли холатда. Талабга жавоб бермайдиган когозбозлик(юкламалар, Устамалар) молиядан, хокимиятдан текшир-текширлар укитувчиларни тинка мадрорини куритди.Жуда хам куп эркак Устозлар маоши паст туфайли
    Узларрини бошка соха(СНБ,ИИБ, Молия, Солик) утишга мажбур булишади. Устозлар качон уз устига ишлаш(яъни мавзуларни мукамал, чукур урганиб )уз шогиртларига мукаммал билим бериб давлатимиз, халкимиз, жамиятимиз учун мукамал , етук кадрларни , энг ривожланган давлатлар билан ракобат кила оладиган кадрларни чикариб улуг Устозларимизни (аёл Устозларни 20 йилдаг сунг пенсияга, зркак Устозларни 25 йилдан сунг пенсияга)ва ойлик маошини 2,5 ва 3 млн сумм ва 1 ставка дарс соати бошлангич синф 16 соат,
    Юкори синф 18 соат килинса жуда хам уринли булади. Жамиятиимзда сон эмас балки сифат(яъни 1 синф хонасида)35 тадан-45 та укувчи укийди бу мантика тугри келмайди. Устозлар дарахт етиштирмаяптику, ахир
    Укитувчилар давлат ва жамият учун шахс(кадрларни) харбийларни, СНБ ходимларини, вазирлар, хокимларни, олий мажлис депутатларини, врачларни, санъат арбобларини, тадбиркорларни солик ва божхона , молия ходимлари ва хоказо етиштиради. Оддий бир камокхонада ишлайдиган ходимларига 2.5 дан 3.5 млн сумм
    Молия 1 ойга маблаг ажратади. Лекин камокдаги жиноятчи узгармайди. Устозлар эса 1чи-синфдан 9 чи- синфгача (укиш, ёзиш, хисоблаш, тарих, она-тили, адабиёт)таълим ва тарбия, нахотки устозлар етиштирган
    Шогиртлари песинсияда(харбийлар, ИИВ.). Хотто айрим эркак Устозлар пенсия ёшига тулмасда асаби туфайли вафот этади. Устозларга имтиёзлар хам йук.
    м
    ()

    Нравится

  4. /////:

    Сейчас ….ситуация ухудшается с каждым днем….никто не хочет работать преподавателем.Этот вопрос можно решить,если каждый будет выполнять свою работу.Есть специально выделенные деньги государством для образовательных учреждений(чтобы нанять уборщиков,охранников и т.д).Просто вся проблема в том ,что они используются не по назначению…Можно обвинять кого угодно в чем угодно,но дети остаются без полноценного образования.Вот проблема.

    Нравится

Что вы об этом думаете?